Чиновники Восточно-Казахстанской области, которые по долгу службы отвечают за охрану окружающей среды, не могут найти источник загрязнения воздуха токсичными веществами. Между тем на протяжении последних нескольких месяцев содержание в атмосферном воздухе только сернистого ангидрида превышает предельно допустимую концентрацию больше чем в два раза, а содержание диоксида серы втрое выше нормы!
В природоохранной прокуратуре, Управлении природных ресурсов и регулирования природопользования Восточно-Казахстанской области, областном филиале Иртышского департамента экологии только растерянно пожимают плечами. Такое положение дел стало предметом бурного обсуждения на прошедшем в среду заседании экспертной комиссии по экологии Совета общественности при акиме ВКО.
По словам председателя этой комиссии Геннадия Корешкова, госструктуры, ответственные за экологию, занимаются только сбором информации и констатацией фактов. Миллиардные вложения таких крупных промышленных предприятий, как «Казцинк», «Титаномагниевый комбинат», «AES Усть-Каменогорская ТЭЦ» не внесли ощутимого изменения в улучшение атмосферы города.
- Предприятие «Казцинк» — основной загрязнитель по сернистому ангидриду — постоянно рапортует о снижении вредных выбросов. Почему тогда его содержание в воздухе так высоко? — изумлялся г-н Корешков. — Либо промышленный гигант занижает свои данные, либо появился еще какой-то неизвестный источник выбросов. Может, это небольшие котельные или подпольно открытые производства так портят воздух? Никто не ведает. Кстати, мы даже не знаем, какой объем вредных выбросов дает автотранспорт!
Взяли деньги — дайте воздух!
По мнению НПОшников, сегодня в Восточном Казахстане никто не отвечает за то, как тратятся выделяемые на природоохранные мероприятия деньги. Помимо этого Министерство охраны окружающей среды (МООС) РК взяло под свою «опеку» главных загрязнителей атмосферы — промышленные предприятия Усть-Каменогорска — и само дает им разрешение на выбросы, утверждая программы по экологии областного центра ВКО без учета мнений местных специалистов и общественности.
Председатель Совета общественности при акиме ВКО Владимир Лопаткин убежден, что Иртышский департамент экологии просто не выполняет своих функций. По своему статусу, изложенному в документах, он должен быть инициатором проведения госполитики в сфере охраны окружающей среды.
- А он, похоже, проводит политику мора среди населения, — рубанул Владимир Федорович. — Нам абсолютно непонятно решение МООС РК, объединившее управления по экологии двух областей — Восточно-Казахстанской и Павлодарской — в единый Иртышский департамент. Теперь в таком огромном регионе, как Восточный Казахстан, с его сложными экологическими проблемами, находится только филиал этого департамента. Но самое страшное, что в филиале часто сменяются руководители, и последние три года на эту должность назначаются совершенно случайные люди. В усть-каменогорских вузах три кафедры экологии, есть хороший преподавательский и профессорский состав, прекрасные специалисты. Так почему же МООС на должность директора филиала Иртышского департамента назначает тех, кто очень далек от экологии?
- Вы сидите только для выдачи разрешений предприятиям-загрязнителям на выбросы и сбора штрафов, за что можете мзду получить, что ли? А кто будет заниматься анализом, разрабатывать предложения? — напустилась на сотрудников Восточно-Казахстанского филиала Иртышского департамента экологии экс-депутат Мажилиса, член экспертной комиссии Алимпиада Черкашина.
Ни пить, ни дышать!
Недавно назначенный на пост директора Восточно-Казахстанского филиала Иртышского департамента Эдуард Ким от критиков только отмахнулся. Он считает, что это Совет общественности при акиме ВКО не спешит идти с ним на контакт.
- Да мне самому интересно, почему в атмосферном воздухе Усть-Каменогорска повышается объем вредных выбросов! Я же приглашал вас к себе, чтобы вместе разобраться. А вы не пришли, — обратился он к общественникам. — 40 моих инспекторов приносят в бюджет области от 3 до 5 млрд тенге в виде штрафов. Поэтому напрасно обвиняете нас, что мы не работаем. Есть проблемы с проведением проверок на предприятиях-загрязнителях. Это очень длинная процедура — оформить проверку. В то же время некоторые крупные природопользователи выбрасывают вредные вещества в атмосферу сверх норматива в ночное время. Экологам это трудно проконтролировать.
Но аким Усть-Каменогорска Ислам Абишев посчитал слова эколога лукавством. По его мнению, инспекторы могут проверять предприятия в любое время суток. Было бы желание!
Тем временем экология в областном центре Восточного Казахстана такова, что, по мнению многих НПОшников, город впору объявлять зоной чрезвычайной экологической ситуации. Удручает состояние не только атмосферного воздуха, но и подземных вод. Нужны немалые средства на ремонт «Пионерского» водозабора, из-за состояния которого в питьевой воде близится к критической отметке содержание кадмия, марганца, тяжелых металлов. Очистные сооружения Государственного коммунального предприятия «Оскемен-Водоканал» работают с перегрузкой на 60%. Также на территории Усть-Каменогорска специалисты выявили около 400 радиоактивных аномалий. В областном центре ВКО высоки показатели заболеваемости и смертности от нарушений в сердечно-сосудистой системе и органах дыхания.
- Но для придания Усть-Каменогорску статуса зоны чрезвычайной экоситуации нужно пройти ряд процедур, прописанных в законодательстве. Нужно свести в кучу все проведенные специалистами по экологии исследования. Какому органу мы это поручим и нужно ли этим вообще заниматься? — спросила участников заседания экспертной комиссии по экологии Алимпиада Черкашина.
Вопрос экс-депутата остался без ответа. Почему-то никто из присутствующих НПОшников и представителей госструктур, которые курируют экологию, не воспылал желанием взять на себя такую ответственность.
Автор: Ольга УШАКОВА