С пятого февраля валютный коридор будет расширен до 150 тенге за доллар +15 тенге и -22,5 тенге, сообщил в конце прошлого года глава Нацбанка Григорий Марченко. По его словам, это позволит адекватно реагировать на сильные внешние шоки. Какие же именно потрясения следует ждать казахстанцам?
Председатель Нацбанка неоднократно заявлял, что в данный момент накопленные международные резервы государства не позволят резко упасть или подняться доллару. При этом преду-преждал, что в дальнейшем ситуация может измениться. Причинами перемен могут стать «тенденции на мировых финансовых и товарных рынках, обстановка в странах – основных торговых партнерах Казахстана и ситуация в платежном балансе». Однако Григорий Марченко ни разу не сделал точных прогнозов о курсе американской валюты. Мнениями по этому поводу с «Мегаполисом» поделились известные казахстанские экономисты.
Ораз Жандосов, экономист, директор Центра экономического анализа «Ракурс»:
– Прогнозы простые. Есть цена на нефть. Однако давать прогнозы по цене нефти – это дело достаточно бессмысленное, значит, по тенге – тоже. Что касается «коридора», на мой взгляд, это не лучший подход, который Нацбанк пытается делать. Лучше всего прямо сказать, что цена зависит от нефти, и как цена на нефть, которая исчисляется сегодня в долларах, будет себя вести, так и будет тенге меняться по отношению к доллару.
Валентин Макалкин, экономист:
– Я считаю, что это разумная мера. Потому что ситуация сейчас неустойчива, и чтобы так всё жестко в руках не держать, а чутко и оперативно реагировать, подобное необходимо. Для нашей экономики это разумно, и заданный коридор реалистичен. Другое дело, что у нас много чего разумного намечается, а потом начинаются злоупотребления. Но это уже другой вопрос.
Пётр Своик, экономист:
– Во-первых, с точки зрения реалистичности: да, прогноз реалистичен. Потому что 15 тенге – это меньше 10% колебания курса. Сейчас платежный баланс страны достаточно устойчив и соответственно какие-то очень большие траты из национального банка не предвидятся. Нет оснований полагать, что курс упадет или подскочит. Во-вторых, при всех напыщенных словах и ученых терминах типа инфляционного традитирования или чего-то ещё, которые Нацбанк употребляет, когда объясняет, чем он руководствовался при определении курса, за всем этим на самом деле ничего не стоит. Если почитать документ Нацбанка под названием «О денежно-кредитной политике Национального банка», который они выпускают, то там целая куча учёных слов, но нигде в нём нет о том, чем Нацбанк реально руководствуется при определении курса. То ли его качнет вверх, то ли вниз – это самому Марченко неизвестно, поэтому он так осторожно и выражается: «плюс-минус». На самом деле доллар никуда не качается. При всем при том, что доллар сам по себе переменная величина, он есть мера всего и точка отсчета всего. Всё, что в этом мире меняется, меняется относительно доллара. Главным игроком здесь является Китай. Эта страна накопила такую огромную массу американских бумажек, что пока она не превратит её во что либо реальное, например, один миллион гектаров казахстанских земель, или не купит на них дополнительные акции казахстанских нефтяных месторождений, до тех пор Китай будет поддерживать стабильность доллара. Так что пару лет доллар никуда не денется.
Арман Дунаев, председатель совета директоров
«БТА Банка», заместитель председателя правления
АО «ФНБ «Самрук-Казына»:
- Если Григорий Александрович пообещал, значит, так и будет. Думаю, все будет хорошо.
Записали Булат МУСТАФИН, Оксана СКИБАН,
Динара БИСИМБАЕВА, Жанар СЕРДАЛИНА, Астана
Римма ИВАХНИКОВА (www.zakon.kz)