Когда в городе Крыжопинске Жемчужно-Зеленосранской области возникла идея реализации проекта «Новейшая металлургия», экологи вздохнули с облегчением. Долгие десятилетия люди ждали этого грандиозного события. Проводились слушания, возникали идеи, отвергались идеи, руководители ругались и даже дрались. А тут, наконец, возникло озарение!
Главным экологом ТОО «Свинчатка» были представлены общественности математические расчеты, из которых исходило, что промышленный гигант, занимавший площадь в тысячи квадратных километров, вместо отравляющих газов способен выбрасывать в атмосферу чистый кислород. Надо только сделать то и это. Даже было предложено мероприятие всех рабочих перевести на работу в специальных скафандрах, которые будут фильтровать выдыхаемый воздух, дабы промышленная зона не загрязнялась. Предложение приняли, проект начал свою реализацию. А для наглядности стали водить по заводу экскурсии.
– Вот, вы наблюдаете здесь башенный кран, – кашляя, говорил экскурсовод, – главной особенностью которого является его способность поворачивать на триста шестьдесят градусов вокруг своей оси, поднимать и опускать грузы огромной массы и перемещаться по рельсам. Посмотрели? Сфотографировали? Пойдемте дальше.
Прошло полгода. Очередная экскурсия начиналась с пресс-конференции и проходила в респираторах. Журналисты слезящимися глазами читали информацию о ходе строительства. Главный эколог предприятия сквозь марлю сообщал:
– За последние полгода выбросы в атмосферу увеличились. Но, это не наши выбросы. В городе появилось подпольное производство, выбрасывающее отравляющий газ. Причем, мне докладывали, что дымящие трубы были замечены в районе речного порта и в районе аэропорта. Значит, завод находится где-то в районе местной мэрии. Возможно, это происки диссидентов. А теперь посмотрите на наши статистические цифры: вы видите, что производство снизило обороты, значит выбросов меньше. А теперь, экскурсовод вам покажет новое строительство.
Все гуськом шли на объект. И экскурсовод рассказывал:
– Вот, вы наблюдаете здесь башенный кран, главной особенностью которого является его способность поворачивать на триста шестьдесят градусов вокруг своей оси, поднимать и опускать грузы огромной массы и перемещаться по рельсам. Посмотрели? Сфотографировали? Пойдемте дальше.
Прошло еще полгода. Начинается очередная пресс-конференция. Журналисты в поролоновых респираторах внимательно слушают бубнящий доклад главного эколога:
– За последние полгода выбросы в атмосферу увеличились. Но, это не наши выбросы. В городе активно действует подпольное производство, выбрасывающее отравляющий газ. Причем, мне докладывали, что дымящие трубы были замечены не только в районе речного порта и в районе аэропорта, а уже даже в горах. Значит, завод находится все же где-то в районе местной мэрии. Причастность диссидентов не подтверждается. Наша вина тоже, поскольку статистические цифры свидетельствуют: производство еще снизило обороты, значит выбросов гораздо меньше. Через квартал мы запускаемся, и город будет чистым, если закроется подпольный завод. Сейчас экскурсовод вам покажет новое строительство, а потом мы с вами поедем по городу в поисках этого самого завода.
Экскурсовод пробубнил в поролон:
– Вот, вы наблюдаете здесь башенный кран, главной особенностью которого является его способность поворачивать на триста шестьдесят градусов вокруг своей оси, поднимать и опускать грузы огромной массы и перемещаться по рельсам. Посмотрели? Сфотографировали? Все в машину.
Минул квартал. Осталось меньше месяца до запуска нового производства. Собравшиеся журналисты с благоговением обозревают макет завода, и поглядывают на экран, на который транслируется полет главного эколога в космос. Экологу хорошо – он дышит фильтруемым воздухом. Журналисты тоже – их собрали в специальном бункере. Дышать на улице очень тяжко – воняет. В прошлый раз объехали весь город, но завода не нашли. Дымящих труб, кстати, тоже не нашли – очевидно, что их убрали сепаратисты (это, несомненно, их проделки, как сказал эколог), один из которых затесался в среду журналистов. Эколог сообщал:
– Пролетаю над Крыжопинском! Вижу густой, плотный дым. Это дымят сепаратисты. К сожалению, у меня нет с собой статистики, но я уверен, что вы меня поймете и без слов. Удаляюсь от Крыжопинска, привет Земле!
Затем стали показывать видеозапись крутящегося башенного крана. Пояснения давал экскурсовод.
За сутки до запуска город не спал – все осведомленные уезжали кто куда.
– Михалыч, а ты куда? Ты же главный агитатор экологически чистого производства! – Раздалось из ближайших «Жигулей» главному санитарному инспектору города.
– Да вот, жене приспичило помидоры на даче высадить!
– Это ночью-то?
– Так пока доедем, пока помидоры выгрузим. А тут еще пробка такая!
– А, ну да! Впереди вон заместитель мэра стоит. И впереди, вон, вся мэрия. Тоже, видать, помидоры едут сажать.
В день запуска на промышленной площадке встретились мэр, главный эколог предприятия, главный эколог города Крыжопинска и журналисты. Все в ожидании. Наконец, пробили куранты на заводоуправлении.
– Господин мэр, разрешите доложить? – Отчеканил главный эколог предприятия.
– Разрешаю!!! – гаркнул в микрофон мэр, эхом слова прокатились по заводу. Наступила гробовая тишина.
– Сегодня мы приступаем к запуску нового завода, построенного по проекту «Новейшая металлургия». Нашим планам мешали. Не скрою, среди мешавших были и сепаратисты, и неправительственные организации, и даже журналисты. Но, сегодня мы собрались здесь, чтобы поставить жирную точку в вопросе экологии! Вы чувствуете, что даже сепаратисты затихли? Нету этого сладковатого запаха смерти, который обычно в этом месте ощущается!!! Они ждут своего часа. Но, не дождутся!!! Итак, разрешите запуск завода?
– Разрешаю!!! – гаркнул в микрофон мэр, эхом слова прокатились по заводу. Наступила гробовая тишина.
Что-то где-то включили, и завод заработал. Слышно ничего не было.
– Вроде, все спокойно, – проговорил мэр. И тут потянуло страшной вонью.
– Опять эти проклятые сепаратисты!!! – Гаркнул главный эколог предприятия, натягивая противогаз. И добавил, сотрясая кулаками воздух. – Бу-бу-бубу. Бубубуу!!!
– Это не сепаратисты! Это трамвай!!! – Все прислушались. За забором простучали железные колеса.
Журналисты в противогазах строчили в блокнотах свои репортажи о запуске экологически чистого производства. Вскоре во всех газетах пестрело:
«Вперед!» – Крикнул мэр. – И город двинулся к обновлению. Больше нет этих страшных выбросов газа, из-за которого мы так страдаем болезнями горла и легких! В очередной раз мы убедились в том, что великая инженерная мысль способна облагородить лик города. С этого дня в город поступает лишь кислород. Но, горожанам запрещено подходить к заводоуправлению и дышать – это помешает равномерному движению кислорода в город. Непонятно, правда, откуда воняет. Но, думаем, это скоро выяснится. Тем более, что уже есть подозреваемый – трамвай».
После чего начался вал разоблачительных видеосюжетов. Вот один из них:
– Долгое время мы не могли понять, что за сепаратисты загрязняли атмосферу города. И вот, наконец, страшная правда раскрыта – атмосферу загрязняли трамваи, пути которых проходят по всему городу. Полиция сообщает, что в день запуска мимо завода ехал только один трамвай. И тут же повеяло тем смрадом, что отравляет нам жизнь! Разве это можно назвать совпадением? Нет! Он найден! Он разоблачен! Этот негодяй, трамвай-сепаратист! Вы видите его на экранах. Надо закрыть трамвайный парк, как уродующий лицо города!!! Надо открыть на его месте базар!!! Мы обратились к главному экологу города за комментарием.
– Действительно, мы провели замеры. И информация подтвердилась. Особую тревогу вызывают трамвайные рельсы, выбрасывающие в атмосферу не только газ, но еще и радионуклиды! Вот они, эти данные!!! – Эколог потряс какими-то бумагами. – Я обращаюсь к общественности: если вам дорога жизнь и вы хотите иметь дешевое бара… дешевые вещи, пишите петиции! Закроем трамвайный парк!!! Он нас убивает.
– Расскажите о тех процессах, что протекают в трамвайных путях.
– О, это страшные процессы! – Оживляется эколог. Капая слезами, он повествует. – Химический состав рельсов вступает в реакцию с химическим составом шпал. Начинается выделение загрязняющих веществ. Радионуклиды начинают движение вверх, и тут на них наезжает трамвай. Возникает реакция, наподобие взрыва, которая уже создает этот удушливый газ, ощущаемый всеми.
– Спасибо! А что скажет мэр?
– Бу-бу-бубубу!!! – Прозвучало из противогаза.
– Весьма убедительное высказывание! – Озорно сверкнул глазами журналист. – Что еще можно к этому добавить? Лариса Гусева, Мозай Заевич для программы «Неделя».
Федор Баночкин,
Май 2015 год