Председатель Агентства по делам госслужбы и противодействию коррупции Кайрат Кожамжаров предложил пересмотреть тестирование госслужащих на знание законов. Его предшественник - экс-глава теперь уже упраздненного Агентства по делам госслужбы - Алихан Байменов высказал мнение, что от тестирования на знание законодательства отказываться не стоит.
"Для меня методы отбора персонала - это как футбол среди других видов спорта, в котором кажется, что все разбираются (...). Но опыт развитых стран, опыт эффективных систем госслужбы показал, что и в этом деле нужны профессионалы, нужны новые методы оценки потенциала кандидатов", - сказал Байменов, возглавляющий ныне региональный хаб в сфере государственной службы.
"Любой метод контроля, оценки, отбора сам по себе имеет определенную коррупциогенную составляющую. Но это очевидно. Потому что в госорганах не работают ангелы, как и нигде в мире. И поэтому в мире предпринимаются меры, чтобы уменьшить этот риск", - заявил он.
Байменов обратил внимание на то, что все страны переходного периода отмечают, что тесты на знание законодательства сыграли свою положительную роль с точки зрения правового просвещения. Он рассказал, что за 14 лет около 600 тысяч граждан прошли через эти тесты.
"И если даже допустить, что часть из них надеялась каким-то обходным путем пройти тесты, это большой вклад в правовое просвещение. Даже продвинутые общества, такие как, например, специальный административный район Китая Гонконг, использует тесты на знание законодательства именно с точки зрения вклада в правовое просвещение. В связи с этим я поддерживаю предложения, прозвучавшие в докладе, что нужно усовершенствовать методы тестирования", - сказал Байменов.
Он также выразил мнение, что Казахстану нужно продолжить разработку отечественных тестов по оценке когнитивных способностей и личностных компетенций. "Это не простой вопрос. Хочу сказать, что эти тесты в отличие от других не могут быть просто переведены с других языков. Мы должны разрабатывать отечественные тесты с учетом билингвизма наших граждан", - отметил выступающий.
В свою очередь, Кайрат Кожамжаров в своем выступлении заявил о необходимости совершенствования механизма и инструментов конкурсного отбора на госслужбу.
"Наибольшее количество вопросов вызывает процедура тестирования кандидатов на знание законов, которая проводится с 1999 года. На первом этапе, когда другие инструменты конкурсного отбора еще не получили должного развития, эта процедура имела важную роль формирования персонала госслужбы. Однако в последующем усложнение по программам тестирования привело к тому, что многие ценные специалисты, обладающие управленческими навыками и практическим опытом работы, очень часто не могли пройти эту процедуру, не добрав порой всего 1-2 балла по одному закону", - сказал Кожамжаров. При этом он отметил, что, вынося на обсуждение вопросы о пересмотре действующей процедуры тестирования и внедрения новых подходов к оценке кандидатов при их отборе, он не ставит под сомнение сам институт тестирования на знание законов.
"Результаты тестирования на знание законов, на наш взгляд, должны приниматься во внимание на завершающей стадии конкурсного отбора, когда рассматриваются профессиональные, личностные качества кандидатов и выносится окончательное решение комиссии", - отметил Кожамжаров.
Он также предложил обменяться мнениями о судьбе региональных центров обучения государственных служащих. "К сожалению, указанные центры сегодня попали в перечень приватизируемых объектов. При таком подходе государство утратит функции координации процесса обучения на местах, и как следствие, ухудшится качественный состав госаппарата", - сказал он.
Напомним, что в сентябре прошлого года Кожамжаров, выступая в Мажилисе Парламента, выразил мнение, что сегодняшняя система отбора на госслужбу нуждается в пересмотре. В частности, он выразил сомнения в необходимости тестирования.
"Не стоит скрывать, вы же прекрасно знаете, чтобы пройти тест, люди уже ищут своих людей - вот, пожалуйста, явная коррупция. Честно говоря, мы сами не очень-то удовлетворены проведением этого тестирования. Поэтому я считаю, тест этот вообще надо убрать. Почему? Потому что само тестирование вызывает уже коррупцию", - сказал тогда глава агентства.