На официальный сайт акима Астаны поступило обращение, в котором местная жительница сообщает, что на цокольном этаже ее дома расположены игровые автоматы.
"Там всегда очень много желающих безвозвратно "вложить" свои деньги в эти ящики. Причем в основном это молодые люди, строители, работающие на новостройках вокруг. Пожалуйста, сообщите, насколько легальна установка таких автоматов с учетом законодательства об игорном бизнесе", - пишет неравнодушная горожанка.
На что столичный Департамент внутренних дел отвечает, что "на момент проверки адреса на цокольном этаже действительно были расположены игровые терминалы "Бинго-лото". Данный факт зарегистрирован в КУЗИ ДВД Астаны". Было установлено, что данные игровые терминалы принадлежат ТОО "Амансар групп", относятся к электронным лотереям и работают на законных основаниях - на основе лицензии Агентства по делам спорта и физической культуры.
Мы направили запрос в Комитет по делам спорта и физической культуры Министерства культуры и спорта, в составе которого Управление координации игорного бизнеса и лотерейной деятельности и курирует эти вопросы.
В управлении нам сообщили, что терминал электронной лотереи, согласно казахстанскому законодательству, не является игровым автоматом или электронным казино. То есть такого понятия как "лотерейный терминал" в законе в принципе нет.
Вопрос законности так называемых "лотерейных терминалов" в социальных сетях поднимал депутат Мажилиса Парламента Танирберген Бердонгаров. По его словам, он сам стал свидетелем того, как молодежь в одном из торговых центров Астаны играла на деньги посредством этих аппаратов.
"По большому счету, лично я для себя каких-то ключевых различий между игровыми терминалами и так называемой лотереей не вижу. Это позволили сделать новые технологии, которые пришли в нашу жизнь гораздо позже, чем закон о лотерейной деятельности. (...) Современные технологии позволяют лотереи проводить через терминалы, которые схожи с компьютером и, соответственно, наподобие терминалов оплаты устанавливать их в торговых центрах и проводить так называемые лотерейные розыгрыши", - говорит мажилисмен.
"Я считаю, что норма закона о лотерейной деятельности должна быть изменена. И там четко должна быть прописана техническая специфика лотерейных терминалов, технология, которая используется сейчас. Они должны быть запрещены. И торговые центры, и киоски так называемые, просто уличные остановки должны быть лишены этих терминалов. Ведь что ни говори - это игромания, а она многих затягивает", - заявил он.
Мы решили попробовать воспользоваться услугами одного из таких лотерейных терминалов, расположенных в магазине в районе пересечения улиц Абая и Сарыарка.
Стоит отметить, что это один из тех редких моментов, когда терминалы были свободны. Обычно вокруг них толпится несколько человек.
Итак, вносим 1000 тенге. Далее предлагается выбрать лотерею и ставку. По умолчанию выставлена ставка - 25 (не сообщается - в тенге или другой валюте). На первый взгляд, лотерея очень похожа на игровые автоматы: все крутится, вращается, мигает. Там же предлагается какая-то карточная игра. В правилах мы разбираться не стали. Решили забрать остаток денег. Терминал нам предложил ввести номер мобильного телефона, что мы и сделали. После чего на номер пришло sms. В сообщении нас поздравили и указали номер телефона "центра выплат", который совпал с номером "службы поддержки", указанном на терминале. Также в sms был выслан код и номер киоска. Завершалось сообщение подписью "kаzloto".
Мы позвонили на номер "центра выплат" (номер периодически вне зоны доступа). Однако нам удалось дозвониться. Ответивший нам собеседник сказал, что выигрыш для нас оставят у продавца соседнего отдела магазина, а также в качестве альтернативы предложил пополнить баланс на номер мобильного телефона на сумму выигрыша. Мы предпочли первый вариант, но придя в назначенное время в указанное место, получили ответ, "чтобы за деньгами приходили завтра, мол, хозяин был и ушел". А еще нам сказали, что "недавно кто-то выиграл через эти терминалы 10 тысяч тенге".
В Интернете мы нашли сайт kzloto.kz, он принадлежит компании "Оператор Лотерей Казахстана" (ОЛК).
Неизвестно, относится ли эта компания к терминалам в Астане, но на сайте в разделе "Бизнес-партнерам" есть любопытная информация:
"Наши терминалы не являются игровыми автоматами, а следовательно, не подпадают под действие законодательных актов, возлагающих запрет на подобную технику (...). При помощи нашего оборудования происходит всего лишь реализация лотерейных билетов. Вендинговые аппараты, продающие населению различные товары (например, кофе, орешки или шоколад), действуют по той же схеме. Моментальная лотерея не запрещена законом - любой продавец киоска "Спортлото", реализующий лотерейные билеты, занимается тем же, что и наши автоматы".
Там же отмечается, что "не все соглашаются с подобной постановкой вопроса, и периодически возникают спорные моменты, конфликты с представителями органов власти, не ориентирующимися в конкретном правовом поле".
Однако, несмотря на оптимизм, в компании признаются: "лотерейные терминалы до сих пор в сознании многих людей ассоциируются с азартными играми".
А это сообщение, должно быть, посвящено потенциальным игрокам: "Увеличивая или уменьшая ставку, вы оперируете размером своего выигрыша, и никто при этом не мешает вовремя остановиться. Но - как знать? Может быть, если воспользоваться полосой везения, получится заработать больше, чем стоимость ставки?"
Примечательно, что название организации - ТОО "Амансар групп" - совпадает с тем, что, по информации ДВД Астаны, получило государственную лицензию на автоматы, размещенные по адресу первого обращения.
Отметим, что в 2014 году Tengrinews.kz, ссылаясь на финансовую полицию, сообщал, что бизнесмены выдают игровые автоматы за лотерейные терминалы.