Защитник «Казцинк-Торпедо» Леонид Метальников – воспитанник усть-каменогорской хоккейной школы. В послужном списке 24-летнего игрока участие в четырех Чемпионатах мира (юношеских и молодежных) в составе сборной РК, в том числе в элитном дивизионе, двух Универсиадах, турнире Еврочеллендж и Континентальном Кубке Европы. В Высшей хоккейной лиге оборонец проводит третий сезон и, пожалуй, самый удачный в своей карьере. Вернувшись в родной клуб из «Южного Урала», Леонид играет в первом звене, демонстрируя завидную стабильность и результативность – на сегодняшний день в команде он возглавляет рейтинг защитников и входит в первую десятку оборонцев лиги. По итогам минувшей игровой недели Метальников стал лауреатом ВХЛ, набрав в двух матчах 3 (2+1) очка при показателе полезности «+2».
Перед очередным выездом «Казцинк-Торпедо» Леонид Метальников дал интервью официальному сайту клуба, в котором рассказал о своем пути в хоккее, о трудностях нынешнего сезона и главном событии года, которое произошло в его жизни.
– Леонид, какой дорогой ты пришел в хоккей, как для тебя все начиналось?
– Как-то все просто произошло. Мне было 9 лет, я занимался футболом уже 2 или 3 года. А сестре нравился хоккей. Однажды она предложила: не хочешь позаниматься хоккеем? Я сказал: хочу. Хотя особо и не думал в тот момент о том, что делаю какой-то выбор. И просто с одной секции перешел в другую.
– А почему потом не последовало третей, четвертой?
– Зацепило. Хотя поначалу занимался, можно сказать, небрежно, но потом полюбил хоккей и в другом спорте себя уже не представлял.
– Как складывался выбор амплуа? Учитывая его неоднократные изменения в школе и по ходу карьеры, считаешь ли ты себя универсальным игроком?
– У меня был период, когда я метался и не мог определиться с амплуа, потому что сначала я играл в нападении, начинал именно с этой позиции. Но однажды мой тренер по школе, Линев, вызвал меня к себе и сказал: физические данные позволяют, ты будешь защитником. Просто поставил меня перед фактом. Честно сказать, я в нападении не особо отличился. Пришел ведь позже всех из своего года, с катанием были проблемы. Стал играть в защите и тоже начал сомневаться в своих способностях. К тому времени катание подтянул, скорость появилась и, уже играя во второй команде, попросил Стрельчука снова поставить меня в нападение. Начал сезон в нападении, но опять что-то не пошло, вернулся в защиту. Универсальным игроком себя не считаю. Я – защитник.
– После школы в течение 4 лет ты оставался в родном клубе. Как складывалась карьера игрока?
– Во вторую команду нас забрали сразу человек 7-8 с молодежки 1989-90 г.р. Мне было 16. Года через 2-3 стали подключать к первой команде – пара тренировок, не больше. Пару игр я сыграл за первую команду на Чемпионате Казахстана. На этом всё. И я подумал, что не рассчитывают на меня в «Казцинк-Торпедо». Потому и принял решение уехать в Рудный. Там в Чемпионате РК отыграл половину сезона и один сезон полностью.
– Что дало пребывание в «Горняке», вырос за это время?
– «Горняк» стал для меня хорошей школой и, прежде всего, в плане формирования личностных качеств. Это был 2010 год. Не знаю как сейчас, но тогда в Рудном были не самые лучшие условия. Я первый раз уехал из дома, и для меня это было очень трудно. В голове мысль: вроде не для этого же я старался всю жизнь, тренировался.
– Неужели все было так плохо?
– Скорее всего, ожидания у меня были большие. Психологически оказался не готов к таким переменам. Жил дома спокойно, уютно. Приехал в Рудный, поселился на базу. В комнате кровать и телевизор с тремя каналами, туалет общий. Форму дали всю убитую, не было ракушки – просто не было ее в команде! Мне потом отсюда переслали. Коньки – старые, убитые. Ну, и город сам, атмосфера. Психологически было тяжеловато. Плюс я напрочь провалил первую игру – ужасно отыграл. Может быть, и это подхлестнуло все мои негативные эмоции.
– Но ты не сдался?
– Если честно, был момент – хотел уехать. Просто не знал, что делать. Но созвонился с отцом. Он сказал: если здесь (в Рудном) ты не сможешь ничего доказать, смысл вообще куда-то ехать. И после этих слов я задумался. Действительно, смысл: ехать туда, ехать сюда? Нужно просто самому себе доказать, что ты что-то можешь, чего-то стоишь.
– В итоге остался доволен временем, проведенным в «Горняке»?
– Я считаю, плодотворно это время прошло. Кстати, начало сезона я провел в нападении. Главный тренер предложил играть на этой позиции. Сыграл игр 10, чувствую, не мое. Ну, нет у меня чуйки нападающего. Стал проситься обратно в оборону. Не пустили. Игр 20 провел – ни одной шайбы не забил, ни одной не отдал. Ну, очень слабо. Потом меня вернули все-таки в оборону и после нового года игра пошла. С партнерами взаимопонимание отличное было: Алексей Красавин, Миша Гаврилов, Василий Косихин, Алексей Бывальцев – у нас пятерка образовалась, и мы своим составом почти все микроматчи выиграли. Пошла статистика сама по себе. Ну, и уверенность появилась. На следующий сезон Могильникова, который был у нас в «Горняке» главным тренером пригласили в «Казцинк-Торпедо», и он позвал сюда меня.
– Сезоне 2012-2013 ты провел в родном клубе и уже в команде мастеров. Как оценишь свой дебют в ВХЛ?
– Я считаю, что это был самый худший сезон у меня. Мне не давали играть, очень мало игр провел, до сих пор не понимаю, с чем это связано. Но не хочу об этом много говорить, что было, то было. Следующий сезон я снова начинал в Чемпионате РК – в «Иртыше».
– И нужно отметить, статистика у тебя там была просто замечательная – в 22 матчах 16 очков и полезность +10. Опять старался доказать, что способен на большее?
– В «Иртыше» все нужно было начинать сначала. Играл в четвертом составе. Юлиус поначалу смотрел на меня с подозрением. На тренировках работал, выкладывался. Потом каким-то образом в первый состав поставили. Там были очень хорошие партнеры – Томаш Вак, Мартин Хьюса, Залешак. С ними играл. А с ними главное, не подведи – и всё. Вот и статистика.
– Тебе довелось в составе «Иртыша» сыграть и на Континетальном Кубке, какие впечатления остались?
– Там хоккей чуть-чуть другой. Там все начинают первый период с навала. Если ты не готов, тебя сметут в первом периоде, и ты проиграешь. А во 2-3 периодах игра выравнивается, и уровень такой же, как у нас в ВХЛ.
– Тот сезон ты, кстати сказать, заканчивал в ВХЛ. Как попал в «Южный Урал»?
– У меня была договоренность с тренером: если будет предложение в Высшую лигу, то я уеду.
– То есть, эту цель ты перед собой оставлял?
– Безусловно. С «Южного Урала» позвонил менеджер, и я сразу сказал об этом тренеру. Он на меня, естественно, разозлился. С одной стороны, не хотелось уезжать из Павлодара, все там так отлично складывалось. Не жалею, конечно, что уехал в «Южный Урал», тоже прошел там определенную школу. Но в будущем постараюсь больше не менять команду в сезоне – не очень хорошо это.
– Не очень хорошо по отношению к команде?
– Да вообще, не очень хорошо. Лучше оставаться в команде, играть и работать. Для самого игрока это не очень хорошо – все эти переезды. Многое зависит от того, как вольешься в новую команду. В «Урал» я не влился, как нужно было. Но там и тренер очень требовательный. Много тактики. Я не готов оказался к тому повороту. Приехал – всё другое. Тактика, можно сказать, противоположная той, что была в «Иртыше». Не смог перестроиться.
– Тем не менее, в плей-офф 6 игр отыграл. Очередное возвращение в родные пенаты как произошло?
– Агент искал для меня клуб в России. Я спросил: а почему в Усть-Каменогорск-то не позвоним, я дома хотел бы играть. И он связался с Николаем Ивановичем.
– Нынешний сезон пока, пожалуй, самый удачный в твоей карьере. Демонстрируешь стабильность и результативность – главные достоинства любого игрока. С 13 очками в активе обошел многих нападающих – 4-й в списке бомбардиров в команде. С чем связываешь такую динамику?
– Я работал над собой все лето и сейчас на протяжении всего сезона стараюсь каждое упражнение сделать на максимуме, слушаю, что тренеры говорят, не расслабляюсь, психологически настраиваю себя на победу на каждый матч. Всё просто – нужно только работать над собой.
– Обычно так люди концентрируются во имя достижения какой-то определенной цели. Она у тебя есть, судя по всему?
– Я просто сам себя хочу удивить: чего я вообще смогу достичь, если буду много работать.
– В октябре тренерский штаб команды признал тебя лучшим игроком месяца. Теперь вот ты отличился и на уровне лиги – стал лауреатом недели. Лауреатство лиги, что оно для тебя значит?
– Приятно, не более того. Просто с «Зауральем» набрал 3 очка – вот и лауреат. Вот если бы игроком месяца стал, статуэтку прислали – уже повеселей было бы.
– К сожалению, для результата команды не достаточно одного лучшего игрока недели. Если говорить об играх «Казцинк-Торпедо» в последние1,5 –2 месяца, как оценишь их? Команда значительно сдала свои позиции, в чем причина?
– Это сложный вопрос, и долго можно об этом говорить. Одна из причин – очень много травм у нас в этом году. Звенья «скомканные» постоянно. Саша Шин смеется, говорит мне: только ты один в первом составе остаешься. Каждый раз кого-то нового ставят. А ведь на то, чтобы сыграться, почувствовать партнеров, нужно время.
– Понятно, когда команда проигрывает лидеру, но если речь идет об аутсайдере – как объяснишь недавнее поражение «СКА-Карелия»?
– Сейчас еще рано говорить об аутсайдерах. Аутсайдер – это когда проходит большая часть матчей, и команда находится внизу без шансов исправить ситуацию. Тогда это аутсайдер. Почему проиграли? Просто есть такая фишка: команда выходит именно в этот день, на этот матч, все поели плохих макарон, проснулись ночью, не выспались, на раскатке катятся, а в ногах нет свежести, в руках нет, в голове – ну, бывает такое! Плохо подготовились к игре. Как «Торос» к тому же «Барсу» – дома 2:6 проиграли. Так бывает. И какая команда в данный день, в данный час лучше готова, та и выигрывает.
– То есть мы поели плохих макарон?
– (Смеется). Ну, у нас есть проблемы.
– Тем не менее, у «Казцинк-Торпедо» есть потенциал, и это доказал финальный домашний матч года с «Кубанью». Что помогло выиграть? Команда практически спасла Новый год для болельщиков?
– Да, в раздевалке мы именно об этом и говорили, что нужно выиграть обязательно, порадовать болельщиков перед Новым годом. Ну, и сами видели: 1:3 горели, но не опускали руки, бежали вперед, бросали, атаковали. Пусть не получались комбинации, рисунок игры, но за счет желания выиграли!
– Настроение на выезд?
– Самое боевое!
– Чего ждать болельщикам от команды в следующем году году?
– У болельщиков часто бывают завышенные ожидания. Многие приходят и ждут что, сейчас выйдет команды, и все будут, как Борис Александров играть. Они запомнили старые времена. Но сейчас все изменилось. Было бы приятно, если бы болельщик приходил и болел за команду, пусть команда проигрывает 4:0, а они кричали бы: «Вперед! Вперед!». А мы пропускаем первый гол, и я слышу с трибун не очень приятные вещи. Забиваем гол – все радуются. Получается гол пропустили – плохие. Забили – тут же хорошие. Такая странная динамика.
– То есть, ты пока не можешь сказать, чего ждать болельщикам от команды в новом году, но зато сказал, чего команда ждет от болельщиков. Надеюсь, они к тебе прислушаются. Конец года – время подводить итоги. В 2014 какое событие было самым важным для тебя?
– У меня сын родился! Лев назвали. Лева!
– Сколько ему сейчас?
– 4 месяца, даже с половиной уже!
– Как тебе в роли отца?
– Классно! В основном жена все делает, но я помогаю. Даже подгузники менял… пару раз.
– Спать дает тебе сын по ночам?
– Да. Он не шумный, в меня пошел – я вообще паинькой был.
– Планы есть уже на счет Льва какие-то, я имею в виду спорт.
– Нет пока, он еще слишком маленький.
– Леонид, спасибо за беседу. От лица болельщиков желаю тебе и команде успехов в Новом году! И, конечно, счастья и здоровья твоему Льву!
– Спасибо. Я тоже поздравляю всех с наступающим Новым годом. Желаю всем людям всего самого лучшего: счастья, успехов, крепкого здоровья, семейного благополучия!