В нынешнем сезоне в Усть-Каменогорском клубе очень тщательно подошли к вопросу селекции. Команду почти на 80% укомплектовали своими воспитанниками. Но есть и легионеры. Среди них россиянин Сергей Кочетков. 29-летний нападающий, как и его соотечественник и партнер по звену Игорь Васильев, удивительно гармонично влился в состав «Казцинк-Торпедо». Тройка нападения Кочетков-Васильев-Казначеев уже в межсезонье завоевала симпатии болельщиков, став самой результативной в домашних товарищеских играх и проявив себя на выездных турнирах.
Со стартом чемпионата ребята стараются не сбавлять темпа. А Сергей Кочетков по итогам первых пяти матчей с тремя голами и одной передачей возглавил список снайперов и бомбардиров команды. Болельщики по достоинству оценили «новобранца» – Сергея назвали лучшим игроком сентября по итогам домашних игр. Кубок с соответствующей гравировкой был вручен форварду на последнем матче.
О том, легко ли стать «торпедовцем», о себе, о своем пути в хоккее и о самом важном в этой игре Сергей Кочетков рассказал в интервью официальному сайту клуба.
– Сергей, поскольку в команде вы человек новый, давайте начнем разговор с того, как вы пришли в хоккей.
– У меня, можно сказать, выбора не было. Хоккейная семья: папа играл, дядя, старший брат. Я с детства с клюшкой бегал во дворе, и будущее мое было уже ясно. В семь лет пришел в Екатеринбурге в школу «Спартаковец».
– Знаю, что ваш брат – профессиональный хоккеист. Отец и дядя тоже играли на профессиональном уровне?
– Да. Но в то время было очень тяжело попасть в команду «Автомобилист». Когда проходили армию, со всей страны люди приезжали туда. Пробиться в первую команду было непросто. И они играли по первой лиге в «Луче». Дядя поиграл подольше, а у папы родился Денис, мой брат, и нужно было идти работать, чтобы кормить семью. Поэтому он играл не так долго.
– В хоккейной семье непросто расти молодому игроку? Дома ведь, наверняка, постоянно хоккейные разговоры были, «разборы полетов»? Хоккей окружал повсюду?
– Мне кажется, что кроме хоккея у меня вообще ничего не было. Играл на тренировке, приходил – играл дома. Когда пошли игровые приставки, играл в хоккей на компьютере. Я тренировался со всеми годами подряд. Заканчивалась тренировка у моего года, катался со следующим, потом с третьим, пока не выгоняли. Если у меня тренировка была в 2 часа дня, а у брата в 7 вечера, оставался и катался со всеми, чтобы потом вернуться домой с братом. Я, можно сказать, жил на ледовой площадке, и мне это нравилось. «Разборы полетов»? Отец всегда подсказывал, если что-то не так, брат тоже. Но в этом плане мне, наоборот, было легче, чем тем, у кого не спортивная семья. Я общался с ребятами из команды брата, они старше на пять лет и для меня были примером. У меня было преимущество – мне помогали с клюшками, с формой, всегда кто-то отдавал. Всегда мы ходили друг к другу в гости, вместе общались. А в плане нареканий – всякое бывало. Ругали, конечно, родители, если что-то не так сделал. В основном за школу. Но я старался учиться нормально. Моя мама была классным руководителем в моем же классе, поэтому мне было ничего не скрыть! И если я что-то «накосячил» в школе – вот тогда дома был «разбор полетов». Учился я хорошо, без троек, а с поведением, конечно, были проблемы, не скрываю.
– Что могли натворить?
– Подшутить над кем-то мог, с учителями поспорить. Я потом только понимал, что ситуация неприятная, потому что я, прежде всего, подставлял, свою маму.
– Тяжелое у вас было детство! Везде под присмотром – и в спорте, и в школе.
– Да. Но, правда, после 9 класса я перешел в училище спортивного резерва – тренировок стало больше, и в обычной школе уже не успевал учиться.
– Мама какой предмет преподавала?
– Она – математик. Алгебру, геометрию.
– Какая оценка по математике у вас в аттестате?
– Четверка. Ну, не могла же мама мне пятерку поставить! Правильно? Хотя я знаю математику хорошо.
– То есть, сейчас задачку за 10-11 класс решить сможете?
– Решу.
– Как проходило ваше становление? Из-под родительского крыла рано «выпорхнули»?
– Я рано стал взрослым. В 16 лет уехал в Магнитогорск и уже жил самостоятельно. Родителей видел летом, и 2-3 раза они приезжали ко мне на игры. В 16 лет взрослая жизнь началась. В 18 уже свою семью создал.
– Как складывалась ваша карьера игрока? В каких командах довелось поиграть?
– В Высшей лиге дебютировал в 17 лет, сыграл немного в «Динамо-Энергии» пока она еще не закрылась. А первый полноценный сезон провел в «Мечеле». В 18 лет попал туда и очень удачно отыграл тот сезон. Сильная команда была. Мы в полуфинале тогда проиграли, не вышли в Суперлигу. А в чемпионате второе место заняли из 25 команд. Потом я пробовался в Суперлигу – воскресенский «Химик». Был в Перми три сезона. Сезон в Кургане. Удачный сезон был у меня в ханты-мансийской «Югре». Я стал чемпионом – мы выиграли Кубок Братины! Хорошая команда, считаю, что ошибку допустил, уехав оттуда. Опять же, меня позвали в родной клуб – «Автомобилист», думаю, мало кто отказался бы на моем месте. Но там у меня не заладилось – в октябре меня уволили. А обратно в «Югру» уже не взяли, видимо, обиделись, что уехал. Такая вот бывает хоккейная штука! Нужно было, наверное, остаться в Ханты-Мансийске, может быть, все было бы по-другому. Но я ни о чем не жалею, просто, анализируя ситуацию, считаю, что это была ошибка. Также играл в «Ижстали» сезон, в «Соколе», и два последних сезона в «Ариаде».
– Вы один их немногих хоккеистов, который на вопрос о планах вернуться в КХЛ, ответил: «В принципе, мне и в ВХЛ не плохо». Я имею в виду интервью «Комсомолке», которое вы дали, будучи игроком «Ижстали».
– Может быть, я тогда не так выразил свою мысль. Просто я трезво смотрю на вещи, знаю свой рост, вес. У нас сейчас маленьких хоккеистов очень мало. Сейчас все берут более рослых, габаритных. Да, и возраст у меня уже такой – не хочу ехать на просмотр в тридцать лет, быть в 6-7 звене. Я так ездил уже в Новосибирск, и мне просто не дали шанса – ни одной игры не дали сыграть. После этого я решил, что больше так не поеду, если только на нормальный контракт или к тренеру, которого знаю. А что касается ВХЛ, считаю, это хорошая лига. Да, возможно, скорости здесь немного поменьше, финансовая составляющая другая. В 30 лет мало кто из ВХЛ попадает в КХЛ, поэтому я так и сказал в том интервью.
– В «Ижстали» вы провели свой самый результативный сезон в ВХЛ – набрали 42 очка, включая игры плей-офф. А какой сезон вы считаете самым удачным в карьере?
– Когда в Ханты-Мансийске в первый год мы взяли «Братину» – это я запомню навсегда! В хоккее главное – достижение команды. И без разницы, сколько очков ты набрал – 50 или 3. Первый сезон, когда я попал в Высшую лигу, мне повезло, что я играл в сильной команде, и мне помогли люди старше меня становиться хоккеистом. Это был хороший сезон. Но самый запоминающийся – сезон в Ханты-Мансийске.
– В том же интервью в «Комсомолке», журналист назвал вас «фартовым» игроком для команды. Считаете ли себя таковым? И как вообще относитесь к понятию «фарт»? В хоккее он имеет место?
– Фартовый или нефартовый, не знаю, может, со стороны виднее. Я считаю, что в хоккее очень много значат партнеры. Это командная игра, не индивидуальный вид спорта. Я считаю так: если у тебя с партнерами полное взаимопонимание, тогда ты можешь дать результат. Один ты ничего не сделаешь вообще. И за те сезоны, которые у меня были хорошими в плане очков, я только спасибо могу сказать своим партнерам! Самое главное – это взаимопонимание в пятерке.
– То есть ваш «фарт» – это ваши партнеры?
– Да.
– К дополнительным средствам усиления фарта прибегаете? Амулеты, талисманы, приметы?
– Думаю, у каждого спортсмена есть свои приметы. Но чем старше становишься, тем меньше примет остается. Был моложе, верил, что нужно так встать, туда пойти, это сделать. А потом начинаешь понимать, что не в этом дело, а дело в голове.
– Тогда, как настраиваетесь на игру?
– Да главное, хорошо поесть, поспать, отдохнуть. С годами в принципе вообще спокойно к этому относишься.
– Но на льду вы – просто буря эмоций! Один из тех игроков, которые верят в победу до конца.
– У меня характер такой: меня в детстве не научили проигрывать. Не могу проиграть в теннис, не могу проиграть в футбол, не могу проиграть в карты жене – буду с ней спорить до последнего. Да, в любой вид, во что бы не играл – я не могу проиграть! Сейчас, когда стал взрослее, понимаю, что так нельзя. Что нужно уметь проигрывать. Но не могу это в себе пересилить! Особенно на льду. И бывает, злюсь на себя, на партнеров. Опять же, неправильно это делаю. Нужно свои эмоции контролировать. Учусь этому.
– С другой стороны, ведь эти эмоции и помогают играть.
– Возможно, да. Хоккей – это такая игра. Это борьба, это накал! Важно не уступить в характере, прежде всего. Но эмоции нужно уметь контролировать. Бывает, что они захлестывают, и ты уже не можешь показать ту игру, на которую способен.
– Не знаю, на сколько вы эмоциональный игрок, или фартовый, но в том, что результативный (тьфу-тьфу), наши болельщики уже убедились. Еще с предсезонки вы взяли высокий темп: 5 очков в домашних матчах с «Ермаком» и «Алтаем», 4 – в Кубке Прикамья, 2 – в Рубиновом кубке. Как говориться, «заиграли с листа». Учитывая, что вы не просто новичок, а воспитанник другой школы в команде с 80% воспитанников «Устинки», как удалось так быстро влиться в состав?
– Я считаю, что мне очень повезло, что я оказался здесь. Усть-Каменогорская школа всегда славилась игровиками. Красивые голы, комбинационная игра. Наверное, это прививалось ребятам с детства. Мне всегда было приятно играть против этой команды. И теперь влился в этот коллектив без каких-либо проблем, с первых тренировок. Опять же повезло с партнерами. Игорь Васильев, с ним вместе мы были в «Ижстали», Саша Казначеев – мне с ними одно удовольствие играть! И то, что столько очков, начиная с предсезонки – это взаимопонимание партнеров. А в команду я влился, как будто здесь уже был, играл. Все ребята отличные. Коллектив мне очень нравится.
– В предсезонке вы отличились голами не только в хоккее, но и в футболе – в товарищеском матче с ФК «Восток». Раньше в футбол играть доводилось?
– Да. В детстве я играл и в футбол, и в хоккей. Выступал на первенстве города каждый год, играл за команды и на год, и на два старше. Как только хоккейный сезон заканчивался в мае, у меня начинался сезон футбольный. Межсезонья не было. В детстве я и хоккей, и футбол любил, для меня особой разницы не было. Это уже потом профессионально больше стал хоккеем заниматься, но к футболу по-прежнему не равнодушен. И смотреть люблю. Только не наш чемпионат, а Лигу чемпионов, Чемпионат Испании – с удовольствием посмотрю.
– Болельщик какого-то клуба?
– Нет. Но нравится, как всем, наверное, «Барселона», «Реал», «Манчестер Юнайтед» – переживаю, что после ухода Фергюсона они немножко в середину опустились. А так, мне нравится красивый футбол. Когда есть время, всегда смотрю.
– Если клуб запланирует еще какие-либо неформальные встречи, в какие виды спорта готовы сыграть?
– В теннис могу – настольный и большой. Покер спортивный. Просто в волейбол, в баскетбол я не удался ростом, туда, наверное, рябят нужно брать повыше. Хотя я люблю эти игровые виды спорта. Когда на тренировках мы между собой играем, я не теряюсь. В любой игровой вид спорта, я считаю, хоккеист должен играть. Так что с удовольствием поиграю, если пригласят.
– После стартовой серии чемпионата ВХЛ, вы – лидер команды и среди снайперов, и среди бомбардиров, а болельщики признали вас лучшим игроком месяца. Такой мощный старт грузом ответственности не давит?
– Нет. И хочу поблагодарить болельщиков за поддержку. Я был очень удивлен, что у вас так относятся к хоккею, так болеют. Я считаю, это просто супер, что здесь такие болельщики, что они делают такие призы. Это наоборот – очень хороший стимул, и хочется еще больше выходить, играть, доказывать и помогать команде.
– Как оцените старт «Казцинк-Торпедо» в чемпионате, в чем была проблема команды в матче с «Ермаком»? Знаю, что сегодня после тренировки все игроки просматривали запись этой игры.
– Сейчас такой хоккей, что кто лучше реализует свои моменты, сыграет в большинстве, меньшинстве, выдержит дисциплину, тот выигрывает матч. Сейчас в равных составах очень мало голов забивается. Старт чемпионата, физически все хорошо готовы, а вот удаления подводят команду. С «Ермаком» у нас было много моментов, мы их просто не реализовали. В этих двух играх с «Ермаком» и с «Соколом» мы забили всего три гола – это очень мало. Особенно с тем же «Соколом»: когда нам дали 4 минуты большинства при счете 1:0, мы должны были забивать гол-два, и все бы сложилось по-другому. Вообще, считаю, что в этой серии мы обыграли более сильные команды – Альметьевск и Волжск были посильней, чем Ангарск и Красноярск – а тем, кто в принципе ничем не сильнее нас, на своей площадке уступили. Это обидно. Не должны были мы им проигрывать, но таков хоккей! Сейчас слабых соперников вообще не бывает. Вы посмотрите, любая команда любую обыгрывает, этим и интересен чемпионат! Нам есть над чем работать. Нужно делать выводы из этих поражений и не повторять ошибок.
– Какой прогноз можете дать на первый выезд?
– Я – хоккеист, прогноз давать не хочу. Но готовимся мы серьезно. Я уже понял, что для болельщиков здесь один из самых принципиальных соперников – «Сарыарка». По тем вопросам, которые нам задавали на встрече с болельщиками, понял, что они ждут этой игры. И мы тоже очень ждем и хотим выиграть. Хотелось бы порадовать наших болельщиков и начать с победы выездное турне. А дальше, я думаю, все будет хорошо!
– Спасибо за беседу! От лица болельщиков, удачи вам и «Казцинк-Торпедо» в предстоящем выезде!
Пресс-служба хоккейного клуба «Казцинк-Торпедо»