Усть-Каменогорск °C

3D панорама памятника Ивана Михайловича Лихарева, на перекрестке улиц Кирова и Горького

Виртуальные туры по ВКО / 3D панорамы
72 960
0

Год рождения 1720 –й …

История Усть-Каменогорска представляет большой интерес для жителей Рудного Алтая. Научные работники нашли интересные данные, рассказывающие о становлении города. Меньше всего было известно о его основателе гвардии майоре Лихареве.
Заведующий архивным отделом облисполкома С.Е.Черных изучил летописи Семеновского и Преображенского полков и выявил ряд неизвестных до сих пор фактов. Предлагаемый очерк в какой-то мере восполняет имеющийся пробел.

В «Известиях Всесоюзного географического общества» появилась статья, в которой пересматривается исторически сложившаяся точка зрения на время основания Усть-Каменогорска. Ее автор Е.А.Княжецкая утверждает, что крепость у слияния Ульбы и Иртыша была заложена подполковником Прокофием Ступиным в октябре 1719 года. При этом автор ссылается на письма И.М.Лихарева генерал-адмиралу Апраксину от 17 сентября 1719 года и 16 ноября 1720 года и путевой журнал экспедиции капитана Урезова, который велся в период с 24 июля по 15 октября 1719 года старого стиля. 

 

Письма Лихарева аналогичного содержания от 16 ноября 1719 года хранятся в фондах кабинета Петра Первого и Сената в Центральном госархиве древних актов. Копия «Сведений, каковые подал господин капитан Урезов» (речь идет о путевом дневнике Урезова – примеч. автора) также хранятся в фонде кабинета.
    Проводя источниковедческий анализ документов, никак нельзя согласиться с автором статьи «Когда был основан Усть-Каменогорск». Материалы, которые использовала Е.А.Княжецкая и которыми располагаем мы, свидетельствуют о том, что речь идет в них об основании Ступиным Убинской крепости. Об этом говорится в письмах Лихарева от 16 ноября 1719 года Петру I и Сенату: «А по ведомости ко мне от оного Ступина, что он отошел от Семипалатной крепости девять дней построил вновь крепость по реке Иртышу у речки Убы не дошед Камени и быстрых вод за пол семь дни» (шесть с половиной дней).
В путевом дневнике капитана Урезова дважды упоминается  местность, где впоследствии была заложена Усть-Каменогорская крепость. Первый раз, когда экспедиция поднималась вверх по Иртышу 4 (17) августа: «От речки Убы шли по Камени пол 4 дни бечевою, а пришли августа 4 числа. От речки Убы до Каменя частые острова и на оных островах и по Иртышу лес… топольник и ветельник толстой и средней, к строению крепости годен. И между вышеозначенными островами розсыпи великие и мелкой камень. А во оных розсыпях вода быстрая… А между теми островами и розсыпями шли лотками с трудностию. А меж речкою Убою и Каменем вверх едучи на левой стороне места хорошие к строению крепости и близ того места луга и вышла из степи малая речка, а как зовут того нихто не знает. А прошедши то место, вверху ходу до вышеозначенных частых островов, на правой стороне також де места хорошие и ровные и есть луга. А оное место удобное к строению крепости».
Второй раз, когда экспедиция возвращалась назад 12 (25) сентября 1719 года: «Сентября 12 числа от речки Бухтармы пошли в полдни и плыли Каменем. Тогож числа вышли ис Каменя по полуночи в 10-м часу и ночевали на острову. Сентября 13 числа пришли к малой речке. Тогож числа и пошли от речки и пришли к речке Убе сентября 15 числа по полуночи в 10-м часу и стояли к крепости пол 3 сутки».
В Семипалатинскую крепость экспедиция капитана Урезова прибыла 20 сентября  (3 октября) 1719 года и находилась там двое суток. Дальнейший маршрут следования был таким: 24 сентября – Ямышевская крепость, 27 сентября – Железинская крепость, 1 октября – Омская крепость, 4 октября – Тара, 10 октября – Ишимский острог. К этому времени река замерзла и с Ишима экспедиция продолжала свой путь в Тобольск на подводах. В Тобольск экспедиция прибыла 15 (28) октября 1719 года.

Таким образом, капитан Урезов, проплывая на обратном пути то место, где ныне стоит Усть-Каменогорск, ночевал на островах, а не в крепости. Следовательно, к 12 (25) сентября 1719 года Усть-Каменогорской крепости еще не существовало. Вряд ли она была зало 
жена и в октябре 1719 года, как утверждает, тов.Княжецкая. Не имеется упоминаний об Усть-Каменогорской крепости и в письмах И.М.Лихарева в период с ноября 1719 года до мая 1720 года.
Весной 1720 года лейб-гвардии майор Иван Михайлович Лихарев, согласно царскому указу от 18 января 1719 года, сам возглавил экспедицию «дабы дойтить до Зайсана – озера, и ежели туды дойтить возможно и там берега такие, что есть леса и протчие потребности для жилья, то построить у Зайсана крепость и посадить людей. А как туды едучи, так и построя крепость, проведывать о пути от Зайсана озера к Еркети, сколько далеко и возможноль дойтить. Так же нет ли вершин каких рек, которые подались к Зайсану, а впали в Дарью реку или Аральское море. Сие все чинить, сколько возможно, а в газарт не входить, чтоб даром людей не потерять и убытку не учинить».
Вот как об этом 8 мая 1720 года сообщал И.М.Лихарев: «Опасаясь того, чтобы не упустить удобного времени к походу, сего мая 8 числа ис Тобольска к Зайсану озеру я пошел на трех легких судах, а при мне штап, обер, унтер офицеров, солдат, артиллерных служителей и неслужащих сто восемьдесят девять человек». В состав экспедиции входили «ученики из географии Иван Захаров и Петр Чичагов», «лекарские ученики Афанасий Некрасов и Андрей Яковлев», «от артиллерии капитан-инженер Летранже», «рудный мастер Фирс Запутраев».
Осенью 1720 года вслед экспедиции И.М.Лихарева из Сибирской губернии были отправлены «суда с припасами и провиант, и слесарские, и токарные, и плотничные снасти и протчее», «чтоб ни в чем ни малой остановки не было». О том, как проходила экспедиция, подлинных донесений Лихарева в архивах обнаружить пока не удалось. Подробные сведения об этом походе содержатся в неопубликованной «Летописи Сибирской», составленной в Тобольске в 1760 году Иваном Черепановым.
 

Дойдя до озера Зайсан, И.М.Лихарев не нашел там удобного места для строения крепости, и продолжал путь вверх по Черному Иртышу 12 дней. Здесь экспедиции пришлось столкнуться с джунгарскими калмыками в количестве 20000 человек. Калмыки обстреляли отряд Лихарева. Солдаты на огонь ответили огнем. На третий день калмыки попросили направить переводчика и людей на переговоры, что Лихарев и сделал. Узнав, что русским «никогда на ум не приходило войну или неприятельские действия начать, но только хотели осмотреть откуда Иртыш река начало свое имеет и можно ль дойти до ея истоков, а протчее их намерение было сыскать рудокопныя места. Так же никогда бы за оружие не принимались, если бы калмыки к тому их не принуждали… По сему изъяснению вдруг мир совершенно был восстановлен».
На обратном пути, в том месте, «где Иртыш, проходя Алтайские горы, в степь вливается, то он рассуждал, что небесполезно государству будет там построить крепость. Он уже впредь едучи место к тому назначил. Да тогда в таком намерении и состояло, дабы та крепость, которая при озере Зайсане будет состроена, имела ближнее сообщение с протчими, по реке Иртышу лежащими, крепостями».
К устью реки Ульбы отряд Лихарева возвратился 12-17 августа 1720 года (25-30 августа по новому стилю – примеч. автора). Здесь были начаты работы по сооружению крепости. Вот как об этом сообщает «Летопись Сибирская»: «чтож река Иртыш осыпанием берегов причиняет, Усть-Каменогорская крепость в некотором отдалении от реки построена. Но здесь Иртыш противное оказал действие, оный от крепости подался еще далее и только при ней малый рукав остался. Лихарев не дождался того, пока строение совершится, он приказал только дело при себе начать, а инженер-капитан Летранж оное строение совершал при подполковнике Ступине, которого майор из Семипалатные крепости послал туда командиром. Причиною ево торопливости была болезнь ево. Он прибыл в Тобольск 12 октября и продолжал путь свой в Санк Питербург без замедления».

    
Первые документальные сведения об Усть-Каменогорской крепости содержатся на карте «Иртышу реки и по ней построенные крепости» и в собственноручном письме И.М.Лихарева в Сенат. Карта была «подана лейб-гвардии майором Лихаревым в декабре 1720 года», письмо  - 3 января 1721 года. «А по возвращении моем из Зайсана озера, - писал И.М.Лихарев Сенату, - команды моей Санкт-Петербургского и Московского полков штап, обер, унтер офицеров и солдат, и артилерных служителей оставлены в новопостроенных Иртышских крепостях. А коликое число в которой крепости порознь при сем доношении значит репорт. И чтоб сие мое доношение, и помянутую выписку, и карты для учинения указу повелено было у меня принять в правительствующий Сенат. Лейб-гвардии майор Иван Лихарев. Генваря 3 дня 721 году».
Далее в репорте указывается, сколько офицеров и солдат оставлено в крепостях: «В Семипалатинской – тысяча девятьсот девять человек, в том числе присланной из Санкт-Питербурха капитан инженер – один, полковой лекарь – один, да лекарских учеников – два. В Убинской крепости двести девяносто четыре человека. В Усть Каменных гор триста шестьдесят три человека. Да в тех же крепостях мастеровых людей двадцать четыре человека». 

           Так было положено начало Усть-Каменогорску...

                                                                                                                  С.Е.Черных

 

Источник.



Добавить комментарий

В комментариях строго запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь, высказывания, нарушающие нормы законодательства РК, а также высказывания, не относящиеся к теме обсуждения, содержащие прямую или косвенную рекламу.

Подробнее о правилах поведения на сайте можно узнать здесь.


Ваше имя: *
Ваш e-mail: *
Код: Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Введите код: