Жительница Усть-Каменогорска, которая 8 августа пыталась утопить своего сына в котловане, сейчас находится в областном психоневрологическом диспансере. Здесь ей предстоит пройти судебно-психиатрическую экспертизу. Если врачи признают ее невменяемой, суд направит ее на принудительное лечение.
Напомним, в конце прошлой недели трое подросток спасли шестилетнего мальчика, которого его мать пыталась утопить в котловане неподалеку от садоводческого общества «Родничок». Юношей потом наградили за смелый поступок, а вот судьба женщины и обстоятельства, из-за которых она пыталась убить собственного ребенка, до сих пор оставались неясными.
В плену зеленого змия
Начальник полиции Усть-Каменогорска Адылкан Уалиев, опираясь на показания опрошенных родственников женщины и свидетелей произошедшего, рассказал предварительную версию случившегося.
Семья из четырех человек переехала в Усть-Каменогорск сравнительно недавно из другого городка Восточно-Казахстанской области. Сначала семейная пара Сакен и Камалия Ерденовы (имена членов семьи и их родственников изменены) жили у родственников. Потом сняли дачу в одном из садоводческих обществ. Жили вроде бы спокойно, налаживали быт - муж устроился на работу дворником, жена занималась детьми - семилетней девочкой и шестилетним мальчиком. Но одно обстоятельство портило всю идиллию - хранительница очага злоупотребляла спиртным.
В начале августа Камалия решила съездить вместе с детьми к родителям. Деньги на поездку взяла у мужа и, собрав сына и дочку в дорогу, покинула дом. Сакен думал, что жена гостит у своих родителей, но оказалось, что это не так. Через два дня Камалия со своими детьми пришла к родственнице мужа Айжан, которая тоже живет на дачном участке неподалеку. Где Камалия провела двое суток, неизвестно. Айжан впустила женщину с ребятишками в дом, поскольку время близилось к ночи.
Впоследствии Айжан пояснит полицейским, что с Камалией и ее семьей они общались очень редко, потому что муж запрещал Айжан пускать Камалию в их дом. Но в этот раз муж был в отъезде, поэтому женщина приютила семью своего родственника.
В течение двух дней все было нормально: Камалия ходила с детьми в парк, где они гуляли и фотографировались. Однако на третий день женщина стала вести себя весьма странно. Говорила, что слышит голоса, видит то, что никто не может увидеть.
Начальник УВД Усть-Каменогорска Адылкан Уалиев предположил, что расстройство психики могло наступить на фоне резкого отказа от спиртного. Возможно, Камалия в течение какого-то времени употребляла алкоголь и резко прекратила выпивать, когда пришла к Айжан. Произошло то, что психиатры называют белой горячкой. Тем более что ночью, перед тем как покинуть дом Айжан, Камалия совсем не спала. Она что-то твердила о том, что все ее близкие мертвы и ей пора к ним.
Мир не без добрых людей
8 августа Камалия уже в пять утра была на ногах. Она хотела покинуть дом Айжан, которая в это время собиралась на работу. Айжан попросила Камалию остаться на какое-то время, а своему 15-летнему сыну наказала присматривать за ней и детьми.
Через несколько часов Камалия все же ушла, но перед этим она позвонила на канал «102» и невнятно сообщила о том, что ей угрожает опасность.
Неизвестно, что делала Камалия в течение дня, однако примерно в 15:00 она оказалась на берегу речки со своим сыном. Затем Камалия завела его в воду и... начала топить. Мальчик плакал и вырывался. Обезумевшую мать слезы ребенка не трогали.
За разворачивающейся страшной картиной наблюдали трое подростков. Когда стало ясно, что ситуация более чем серьезная, 15-летний Тлектес без раздумий бросился в воду и буквально вырвал мальчика из рук невменяемой матери. На берегу пацаненок отдышался и пришел в себя. Ребята догадались вызвать полицейских.
Позже Тлектес, рассказывая о событиях того дня скажет:
- Она (Камалия — прим. YK-news.kz) начала снимать с мальчика вещи и сказала такую фразу на казахском языке: «Пойдем, нас уже ждут на том свете». Мы сразу поняли, что женщина не в себе. В воду ребенок шел добровольно, но когда стало достаточно глубоко, мать начала его топить. Я подплыл и забрал ребенка. Мы с ней разговаривали, когда она пошла в воду. Спрашивали: апай, что вы делаете? Но женщина не реагировала на наши вопросы, а продолжала топить мальчика.
После того, как Тлектес вместе с друзьями отобрал ребенка у обезумевшей женщины, женщина сидела на берегу постоянно твердила: «Муж умер. Все мои близкие умерли. Они зовут меня. Зачем мне жить? Я тоже должна уйти и забрать с собой детей».
Затем приехали полицейские и задержали женщину, мальчика же отправили в центр реабилитации для детей. Ребенок рассказал полицейским, что у него есть сестра, которую мама завела в реку и вышла уже без нее. Сотрудники УВД в этот же день вместе с водолазами до самой темноты обследовали место происшествия, но ничего не нашли. Поиски решили продолжить утром. Однако на следующий день девочка нашлась — её обнаружили соседи Айжан спящей под забором.
Какие будут последствия?
Сотрудники УВД передали Камалию бригаде полицейских, которая занимается душевнобольными людьми. Они отправили женщину на обследование в больницу. Из медицинского учреждения Камалия попыталась сбежать, после чего ее госпитализировали в областной психоневрологический диспансер.
Полицейские возбудили уголовное дело. Адылкан Уалиев пояснил, что сначала будет назначена судебно-психиатрическая экспертиза. Специалисты должны определить, была ли женщина вменяемой именно в момент совершения преступных действий. Если экспертиза признает женщину невменяемой, то суд, скорее всего, направит ее на принудительное лечение в психиатрическую больницу.
- Подобные случаи были. Люди могут находиться на лечении всю жизнь. Могут освободиться через год. Но родительских прав женщину должны лишить в любом случае, - добавил начальник УВД Усть-Каменогорска.
Судьба детей пока не решена. Полицейские рассказывают, что девочка не хочет возвращаться к отцу. Комиссия по защите прав несовершеннолетних при акимате будет принимать решение, куда направить детей в дальнейшем.
Информационный центр ВКО.