Сколько у нас представительниц этой древнейшей, извините, профессии, точно сказать никто не берется. Весьма слабую статистику ведут органы внутренних дел. Еще одну, но тоже усредненную имеют организации здравоохранения. Истинная же картина порой прячется за банальными объявлениями о "массаже" и "высокооплачиваемой работе".
Как с гуся вода
Недавно одно из таких объявлений, авторы которого обещали большие деньги за работу на секс-фронте, попало в поле нашего интереса. На фоне уже привычного лоскутного одеяла, "расстеленного" многочисленными квартиросдавателями, это объявление хоть и выглядело в тему, но глаз все же резало. Кто осмелился так дерзко заявить о наборе добровольцев в бордель, задались мы вопросом. И уже буквально через неделю получили развернутый ответ из департамента внутренних дел области.
Полицейские провели проверку и установили обладателя сотового номера, указанного в том объявлении.
- Им оказался молодой человек, житель областного центра, - говорит следователь УБОП ДВД ВКО Айдын Кабитаев. - Он рассказал, что купил сим-карту для своей сестры.
Девушка отрицать ничего не стала и честно призналась, что хотела попробовать себя в роли "мамочки" усть-каменогорского розлива.
- Но у нее ничего не вышло, - комментирует полицейский. - Не успела она набрать группу. Однако сама уже зарабатывала проституцией.
К слову, другой работы после выхода из тюрьмы в 2011 году, где отбывала наказание за кражу и наркотики, женщина не нашла, потому и вышла на панель.
Привлечь путану за сводничество полицейским не удалось, поскольку для этого нужны неоспоримые доказательства, добытые, так сказать, на месте преступления. Женщину лишь поставили на специальный учет и отпустили восвояси.
Что же касается проституции, то за это в нашей стране не наказывают, хоть и всячески осуждают и порицают, заключили в ДВД.
Работа такая
Почти каждый день "ночные мотыльки" "залетают" в областной центр по профилактике и борьбе со СПИД. Здесь на условиях полной анонимности и конфиденциальности РС (работницы секса) получают медицинскую, психологическую и материальную помощь.
- В прошлом году нами зафиксировано 1324 посещения, - говорит врач-эпидемиолог кабинета доверия центра СПИД Любовь Козлова. Всего же, по последним данным, в нашей области числится 900 работниц секса. Из них 600 в Усть-Каменогорске и 300 в Семее. В районах их почти нет. Кроме того, за 12 месяцев 2012 года РС выдали 310 903 презервативов. Проще сказать, по 345 штук на каждую путану.
- В основном какого возраста эти женщины? Есть ли среди них несовершеннолетние?
- Чаще всего это женщины 20-30 лет. Несовершеннолетние девочки есть. Но их немного. Возраст - где-то 16-17 лет. Есть определенное количество студенток. Таким способом они "подрабатывают".
- Опишите социальный портрет ваших подопечных.
- Большинство из них несудимые. Многие из вполне благополучных семей. Почти у каждой есть ребенок, а то и два. Очень много девушек приезжают из районов области в город. Говорят, что не хотят у себя в деревне заниматься хозяйством, предпочитая "живые" деньги на панели.
- Есть ли среди тех, кто к вам обращается, так называемые элитные ночные бабочки?
- Да, такой контингент есть. Но это как бы закрытая группа. Если они и обращаются к нам, так в основном за консультацией. Деньги на собственного частного врача и лекарства у них, как правило, есть.
Есть среди РС и представительницы-носители ВИЧ, наркоманки, отмечают в центре. Однако численность их,согласно данным врачей центра СПИД, с каждым годом снижается. Периодически для взятия экспресс-анализов специальная бригада выезжает прямо к "рабочим местам" жриц коммерческой любви. В плане обхода не только известная в народе тропа по Объездной, но и другие места скопления проституток.
В случае выявления у женщины ВИЧ-инфекции сотрудники центра пытаются найти ее и провести профилактическую беседу.
- Если удается выяснить адрес проживания, мы приглашаем ее к нам, - рассказывает Любовь Владимировна, - далее пытаемся установить путь ее заражения, а потом круг контактных с ней лиц. Кроме того, женщина подписывает официальную бумагу о том, что она знает о собственном диагнозе и несет уголовную ответственность за распространение инфекции.
В Уголовном кодексе на этот случай предусмотрена 116-я статья, грозящая наказанием вплоть до лишения свободы сроком от трех до восьми лет.
Однако ВИЧ-положительные путаны, отмечают в центре, далеко не всегда уходят из ремесла, узнавая о своем диагнозе. Говорят ли они о своей болезни клиентам и пользуются ли презервативом, об этом история вообще умалчивает.
И мальчики тоже
В группе риска у центра имеются и зашифрованные под аббревиатурой МСМ (мужчина секс с мужчиной) 3 750 человек. Однако контакт с ними, признаются врачи, строится нелегко из-за высокой скрытности и обособленности этого контингента.
- Общественных постоянных мест сбора представителей МСМ не существует. Они разрознены, общаются малыми обособленными группами, контакты между группами очень редкие, - поясняет врач-эпидемиолог Любовь Козлова.
Профилактическая работа ведется только в Усть-Каменогорске. В прошлом году врачам удалось побеседовать с 660 представителями сексуального меньшинства. Взятые у пришедших в центр мужчин анализы выявили у некоторых гепатит С. У других обнаружился сифилис.
По данным центра, в 2012 году МСМ было роздано – 94 288 презервативов, что в три раза больше по сравнению с прошлым годом.
О плюсах и минусах сферы коммерческого секса в Казахстане говорят и даже спорят уже не первый год. В Астане чиновники озвучивают различные версии борьбы с этим социальным злом вплоть до введения больших штрафов для тех, кто пользуется услугами путан. Однако подойти вплотную к этой проблеме не получается. Общественники и депутаты предлагают не торопиться и изучить опыт зарубежных стран. Врачи же скептически заявляют: пока есть спрос, предложение будет.
Инфонрмационный центр ВКО.