Казахстанские лаборатории уже готовы к приёму образцов воздуха, воды и почвы с места падения ракеты-носителя "Протон-М". Предстоящая работа ученым-химикам хорошо знакома – катастрофы космических аппаратов в Кызылординской и Карагандинской областях не редкость. Последняя крупная авария произошла в 2007 году. Тогда ракета упала неподалеку от Жезказгана, причем как раз в тот момент, когда в регионе находился с визитом глава государства.
На месте падения потом и обнаружили ядовитый гептил, "Роскосмосу" пришлось выплачивать компенсацию – два с половиной миллиона долларов.
Ученые знают точно: гептил вреден, урон наносит непоправимый, но это всё больше в теории.
"На самом деле на здоровье эффект ракетно-космической деятельности ещё не доказан. Связи не установлено. Но есть общая тенденция, что в районах, которые прилегают к ракетно-космической деятельности, здоровье немножко хуже", - рассказал Булат Кенесов, кандидат химических наук.
Установить прямую связь тех или иных заболеваний с воздействием гептила пока не удалось лишь по одной причине – нет добровольцев или людей, точно уверенных, что они имели физический контакт с топливом. Но такие вещи лучше даже не проверять – все пагубные свойства гептила давно изучили на мышах.
"По пищевой цепочке он может попасть в организм человека. И гептил оказывает такое вот действие специфическое, как на печень (гепатопротекторное действие), как на центральную нервную систему - проявляется в забывчивости, нарушении сна, вплоть до онкологической патологии", - предупредила руководитель лаборатории токсикологии Найля Дюменбаева.
Предварительные выводы всех комиссий - и казахстанской, и российской - будут готовы уже в ближайшее время. Запуски "Протонов" с Байконура на время приостановили.
Предварительный ущерб от катастрофы оценили в 200 млн долларов.