Прыгая с крыши на крышу, детектив все ближе к цели! Его помощники в это время в фургоне ведут скрытое прослушивание всего происходящего в квартире, а также скрытое наблюдение за объектом с обязательной записью и фотографированием всего происходящего. В итоге, под «занавес», злодея задерживают и передают в руки полиции. Таково наше представление о детективной деятельности, навеянное романтичными художественными фильмами, заполонившими экраны телевизоров и просторы Интернет. И, когда в Республике Казахстан зазвучали разговоры о скорейшем принятии Закона «О детективной деятельности», все были уверены в успехе такого решения.
Итак, 30 мая 2013 года Правительством на рассмотрение Мажилиса Парламента был представлен проект Закона Республики Казахстан «О частной детективной деятельности». Скачивая проект с официального сайта, мы были уверены, что детективам позволят, например, раскрывать кражи и мошенничества, а детективы будут вести расследования достаточно качественно, отрабатывая свои гонорары. Ведь согласно статье 3 Закона, задачами частной детективной деятельности являются: 1) оказание детективных услуг физическим или юридическим лицам; 2) защита прав и законных интересов заказчика.
Исходя из этих задач, перед нами предстает знаменитый Шерлок Холмс, который в паре с доктором Ватсоном, применяя метод дедукции, спасет жизни и честь граждан, а вокруг преступника сплетет такую «паутину», что он сам попадет в руки полиции. Однако насколько мы знаем, Шерлок Холмс был лицом сугубо гражданским, и терпеть не мог полицейскую службу. А вот наши законодатели отдают предпочтение именно людям в погонах, определяя статьей 8 Закона, что работать детективом способны только граждане старше 35 лет, имеющие лицензию (с этим не поспоришь), с высшим юридическим образованием (что же, Шерлок Холмс тоже обладал огромными познаниями в области юриспруденции), стажем работы не менее пятнадцати лет в оперативных или следственных подразделениях правоохранительных или специальных государственных органов (Шерлок Холмс вздыхает), не уволенное с государственной службы по отрицательным мотивам.
И вот, знаменитый Шерлок Холмс нервно собирает чемодан, и уезжает к себе на родину. А вместо него, нам свои услуги предлагает рослый мордоворот-полицейский, который сам уволился со службы. Если даже во время службы в полиции у него особо ничего не получалось, так как он был глуп, не умел находить общего языка с людьми, а в каждом предложении делал по десять ошибок, он сможет работать детективом, при наличии свидетельства индивидуального предпринимателя (либо Устава юридического лица), служебного помещения для приема граждан и хранения материалов, печати и личных бланков, удостоверении (изготовляемым на собственные средства по образцам), журналов входящей и исходящей корреспонденции. Он получит лицензию и приветливо распахнет перед нами дверь.
А мы вальяжно входим в его офис и выкладываем проблему. Скажем, сосед у нас регулярно ворует из особняка алмазы, либо баба Маня ворует белье в нашей прачечной, либо сосед по коммуналке нас травит ядом с целью заполучить нашу комнату. А может жена изменяет с моим начальником. И нужно соседей изобличить и привлечь к уголовной ответственности, бабу Маню уволить из прачечной с полным возмещением вреда. А начальнику мы морду сами набьем – были бы доказательства!
Мы готовы заключить письменный договор и выплатить гонорар. Мы требуем, чтобы он незамедлительно произвел осмотр места преступления, установил наблюдение и прослушку. Но, мордоворот, хмуро кивая головой, нам повествует, что по Закону ему запрещено «осуществлять мероприятия, предусмотренные Законом Республики Казахстан «Об оперативно-розыскной деятельности»». То есть, он не может внедряться, имитировать преступную деятельность, создавать конспиративные предприятия и организации, применять технические средства, производить оперативный закуп, осуществлять досмотр помещений и автомашин, вести наблюдение, проникать в жилища, негласно прослушивать и записывать разговоры и многое другое. И вообще, в соответствии со статьей 16 Закона, он не имеет права работать по делам, связанным с преступлениями и административными правонарушениями, представляться государственным служащим, применять оружие и спецсредства. За женой он тоже следить не может, так как ему запрещены «видео-, звукозапись, кино- и фотосъемка в целях оказания детективных услуг».
«Простите, но чем вы нам тогда можете помочь?» – восклицаем мы. – «Ведь в Законе говорится о детективных мероприятиях! А вы ничего не можете?!» Мордоворот нам пояснит, что согласно преамбуле к Закону, данный закон «определяет правовую основу, принципы, задачи частной детективной деятельности и порядок ее осуществления, а также правовой статус частных детективов». И все это он определяет таким образом, что любой пацан, играющий в детектива, имеет гораздо больше полномочий, чем он. А перечень мероприятий, которые он может производить и может нам предложить, оговорен в статье 19 Закона. Этими мероприятиями могут быть только «1) индивидуальная беседа; 2) запрос справок, характеристик, иных документов у физических или юридических лиц». И «данный перечень видов детективных мероприятий является исчерпывающим». В общем, уволившийся из органов мордоворот-детектив будет ходить с папочкой, наполненной запросами, и проводить беседы с людьми.
Скрепя сердце, мы нанимаем детектива для установления связи жены с начальником, выплачиваем ему, допустим, 100 тысяч тенге. И он тут же уходит разносить запросы и проводить беседы по поводу нашей жалобы. А мы, не связанные Законом, негласно следуем за ним и подслушиваем, как он ведет работу.
Детектив заходит во все офисы, связанные с нашей жалобой, и оставляет там запросы. Затем он проследовал к подозреваемому нами физическому лицу и начинает вести с ним индивидуальную беседу – «равноправное общение частного детектива с физическим лицом в целях получения информации по предмету договора об оказании детективных услуг». А подозреваемое лицо тоже не дурак, он Закон знает «назубок», он на нем «собаку съел, кошкой закусил», и показывает детективу статью 16 Закона, в которой сказано, что детективу запрещено «осуществлять индивидуальную беседу без согласия лица, с которым проводится беседа». А так как круглая морда детектива вызывает у физического лица устойчивое отвращение с тошнотой и нежелание беседовать, то он указывает детективу «на дверь».
Уйдя от физического лица обратно к офисам, детектив просит выдать ответы на запросы, но и офисные работники уже проштудировали статью 21 Закона, в которой сказано, что хотя «частный детектив вправе запрашивать и получать от физических или юридических лиц сведения, необходимые для оказания детективных услуг», но «физические и юридические лица вправе отказаться от представления частному детективу справок, характеристик и иной информации». И добавляют: «Так что проваливайте, господин детектив, в свой офис, пока вам, чего доброго, не наваляли, так как и силу-то вы применять по Закону не можете, да и оружие вам запрещено».
Детектив с рыданиями приезжает в свой офис, а там его уже ждем мы с вопросом «Каков результат?». Он уныло разводит руками, но деньги нам не возвращает, так как с них он, в соответствии со статьей 18 Закона, финансировал свою деятельность, выплатил налоги и другие платежи, да обеспечил сохранность архива с копиями запросов и одном ответом. Копии с копий запросов он, так и быть, отдает нам. Заодно отдает один ответ на запрос, с нарисованным кукишем. А копии будет хранить в сейфе в течение 5 лет, пока не уничтожит в порядке, определяемым уполномоченным органом. Потому что завтра планируется прокурорская проверка его деятельности по жалобе от предыдущих клиентов по поводу его бездействия (статья 23 Закона), и ему никак не нужны дополнительные жалобы, а то может быть возбуждено уголовное дело. Что на фоне его «работы» следует считать «бездействием», нам неясно, да и не будем разбираться. Потому что тут впору проснуться, но не получается, так как этот проект закона действительно рассматривается и вполне может быть принят. Если, конечно, не проснутся авторы этого… чуда.