Власти Усть-Каменогорска предстоящим летом намерены снести аварийные дома. Куда податься их горемычным жильцам? Пенсионерка Гульзайра НУРАХМЕТОВА вместе с сыном и дочерью переехала в Усть-Каменогорск больше 15 лет назад в поисках лучшей доли. Денег на покупку жилья не было. Знакомый полицейский предложил им купить у него квартиру в саманном домике. Так семья приобрела за 35 тысяч тенге крохотную квартирку. Тогда их не насторожило, что дома попросту… нет на карте города!
- Мы заселились, и это было самым важным для нас, - рассказывает Гульзайра Нурахметова. - Жилье устраивает, а что туалет на улице, так мы же из деревни - привыкшие.
На доме висит табличка с названием улицы - Физкультурная. А его номер, по словам жильцов, 10а.
- Еще в 1947 году это строение возвели японские военнопленные под склады, - рассказывает председатель КМС (комитет местного самоуправления) №2 Владимир СЕМЕНОВ. - Потом тут располагалась обувная фабрика, которую в начале 90-х прошлого столетия то ли закрыли, то ли перенесли в другое место, а здание осталось брошенным - жилым оно не было изначально.
По словам Владимира Ивановича, люди, поселившиеся здесь, самовольно заняли помещения и переделали их под квартиры, которые уже неоднократно переходили из рук в руки.
- Нас все условия устраивают, только пусть не выселяют, не на улице же нам жить, - хором говорят жильцы дома-призрака.
Стоящий по соседству дом №8 есть и на карте, и в документах. Но два года назад он был признан аварийным, и жить в нем смертельно опасно.
- Жильцов двухэтажки по адресу: Физкультурная, 8, два года назад переселили в специально построенное общежитие, - говорит Владимир Семенов. - Наша ошибка в том, что мы сразу не снесли этот дом. Вскоре его облюбовали приезжие.
Сейчас дом выглядит заброшенным - почти все окна разбиты. Но, оказалось, здесь живут три семьи! За одной из дверей на стук ответили: “Кто там?”. В квартиру, добродушно встречая, нас впустила молодая девушка с маленьким ребенком на руках. Аяжан КАБДУЛАЕВОЙ (на снимке с детьми и своей мамой) 23 года, у нее двое детей - дочери полтора годика, сыну семь месяцев. В этой заброшенной квартире они вместе с мужем живут уже два года.
- Я окончила университет с красным дипломом, поступила в магистратуру, только на грант не прошла - учусь платно, - рассказывает Аяжан. - Когда переехала в Усть-Каменогорск, какое-то время жила у родственников, потом знакомые мужа почти за бесценок предложили нам эту квартиру. По словам председателя КМС, снос дома №8 намечен на лето 2013 года. Жильцы, незаконно поселившиеся в этом строении, могут рассчитывать только на себя.- Если они переехали из отдаленных районов и до сих пор там прописаны, то им нужно возвращаться в свои деревни и вставать в очередь на жилье, - говорит юрист Николай ГАЛЯПИН.
Примечательно, что больше повезло жильцам “несуществующего” дома №10а.
- Им можно оформить документы на земельный участок, на котором стоит дом, - поясняет Николай Сергеевич. - Затем добиться, чтобы строение признали пригодным для жилья, после чего оформить право собственности на квартиры.
Дом-призрак по улице Физкультурной не единственное ветхое жилье в этом микрорайоне Усть-Каменогорска.
- На улицах Громова, Глинки и Алейской дома уже давно ждут капитального ремонта, - делится активистка совета ветеранов Аблакетки Мария ЖДАНОВА. - Построили их в 1948-1949 годах. Жители как могут поддерживают состояние зданий, но крыши, фасады и подвалы все равно приходят в негодность.
- В Усть-Каменогорске 39 жилых домов, составляющих аварийный жилищный фонд, 19 из них - в районе Аблакетки, - комментирует заместитель акима областного центра Дмитрий КАВРИГИН. - Для того чтобы получить заключение о техническом состоянии жилого здания, собственникам помещений необходимо обратиться в организацию, имеющую лицензию на проведение подобного обследования. По закону о жилищных отношениях жильцы аварийных домов должны обратиться в ЦОН, чтобы встать в очередь на улучшение жилищных условий, на арендную квартиру или дом. Но в настоящее время переселить жителей аварийных домов, даже стоящих в очереди, не представляется возможным, поскольку отсутствует свободное жилье для расселения. Но и ремонт вряд ли поможет ветхим домам. Ведь они стоят уже почти по 70 лет! Коммуникации сгнили, крыши протекают, стены вот-вот рухнут…
Однако, по мнению пресс-секретаря акима Усть-Каменогорска Гульфаризы РАМАЗАНОВОЙ, в сложившейся ситуации с домом-призраком по улице Физкультурной и остальными аварийными помещениями есть вина и самих жильцов.
- Во-первых, люди из дома по Физкультурной не имеют прописки, - комментирует Гульфариза Базыловна. - Они самовольно вселились в квартиры, и потому легализовать жилье нельзя. Со всеми аварийными домами - и на Аблакетке, и на Стройплощадке по улице Гастелло - похожая ситуация: жители жалуются тогда, когда стены начинают рушиться. Зачем тянуть? Для кого придумана программа термомодернизации?
На недавней отчетной встрече с жителями Аблакетки аким Усть-Каменогорска Серик ТАУКЕБАЕВ пообещал разобраться с аварийным жильем. Жильцам остается верить зыбким обещаниям бастыков.