Молодой житель восточно-казахстанского Риддера, серьезно пострадавший в драке, был прямо из больницы принудительно доставлен в отделение полиции для дачи показаний, где скончался вскоре после допроса. Медики утверждают: полицейские не должны были забирать пострадавшего из больницы. Стражи правопорядка парируют: парню не оказали должную помощь сами эскулапы. А родственники погибшего склонны думать, что молодого человека служители закона допрашивали с особым пристрастием.
- У меня восемь детей, - рассказывает мать погибшего Алтынай КАЙСАНОВА. - Муж умер рано, поэтому поднимала их на ноги сама, было очень непросто. А 17 ноября из-за чьей-то халатности не стало моего самого младшего сына, 26-летнего Саяна КАЙСАНОВА.
Вечером 16 ноября Саян со своим другом Дастаном пошел в гости к бывшему мужу сестры. Застолье не задалось с самого начала: хозяин был не в духе. По предварительной версии, между парнями завязалась словесная перепалка, которая быстро переросла в драку. В ход пошел весь бытовой арсенал: от ножей до топоров. Вскоре на место прибыли сотрудники полиции и “скорая помощь”. Медики доставили раненых участников потасовки в больницу.
Кайсанова привезли в Риддерскую городскую больницу.
Через некоторое время в медучреждение приехали полицейские и увезли парня в отделение, где он скончался спустя несколько часов. По заключению эксперта, смерть наступила от ушиба головного мозга, вдавленного перелома левой височной кости и закрытой черепно-мозговой травмы.
У убитой горем матери множество вопросов как к сотрудникам правоохранительных структур, так и к медикам. На каком основании стражи правопорядка ночью увезли Саяна из больницы в ОВД? Неужели полицейские не видели, в каком состоянии находится задержанный и что ему нужна срочная медицинская помощь? Почему о смерти сына сообщили только спустя 13 часов, уже после вскрытия?
- Позже мне показали тело, все в кровоподтеках, - говорит Алтынай. - Если из больницы мой сын был доставлен в ОВД без всяких подозрений на тяжесть состояния, выходит, травмы он получил уже в отделении? А полицейские утверждают, что смерть наступила… внезапно и неожиданно!
Алтынай сомневается и в том, что ее сын с такими серьезными повреждениями мог учинить дебош в больнице.
- Как только Саян Кайсанов поступил к нам, травматолог Константин ФОМИНЫХ попытался его осмотреть, - рассказал исполняющий обязанности главврача городской больницы Риддера Александр ВОДЯНКО. - Но пострадавший был пьян, упирался, не давал нормально провести осмотр. Поэтому наш врач оставил пациента на некоторое время с медсестрой, чтобы тот успокоился.
Но, по словам Александра Ивановича, раненый продолжал буянить, даже пытался сбежать. Тогда были вызваны сотрудники полиции, чтобы утихомирить разбушевавшегося больного.
- Вот тут и произошло самое непонятное, - продолжает Александр Водянко. - Я до сих пор не пойму, зачем полицейские решили доставить Кайсанова в отделение? Неужели они не видели, в каком он состоянии? Травмы заметны невооруженным глазом. К тому же с врачом сотрудники ОВД ничего не согласовали, все решили “на месте” с медсестрой.
Однако врачи не берутся утверждать, смог бы Саян выжить, будь ему вовремя оказана медицинская помощь.
- Сейчас проводятся необходимые экспертизы, - сказал травматолог Константин Фоминых. - Только по их результатам можно будет что-либо с уверенностью утверждать.
Уполицейских своя версия этой истории.
- Ночью к нам поступил звонок от врача, который попросил забрать Кайсанова, - говоритначальник Риддерского ОВД Руслан КАМЗИН. - Поймите, мы не имеем полномочий без необходимых санкций доставлять задержанных из больниц в отделение: вдруг им тут станет хуже? Вся ответственность ляжет на нас.
- То есть в больнице сообщили ложную информацию?
- По данному факту областная прокуратура проводила проверку. Изначально специалисты расследовали, почему парень погиб в отделении. Но, когда выяснилось, что он скончался от травм, полученных в драке, началось разбирательство в отношении медицинского учреждения: как врач мог отпустить пациента в таком состоянии? В отношении медработников даже возбуждено уголовное дело. Стоит думать, что без весомых на то оснований прокуратура не стала бы обвинять медиков.
- Неужели ваши сотрудники не видели, в каком состоянии находится Саян Кайсанов?
- Мы каждый день имеем дело с гражданами, участвовавшими в драках. Многие поступают в полицию с такими же синяками и ушибами, что были на теле Кайсанова. Однако по его поведению и общему виду нельзя было сказать, что он смертельно ранен: парень нормально общался, ходил, давал показания. “Вдавленные в мозг черепные кости” - это действительно звучит страшно. Но в реальности неспециалисту заметить и определить такие травмы невооруженным глазом очень сложно.
- Почему о смерти сына матери было сообщено только спустя 13 часов?
- При себе Кайсанов не имел никаких документов. Мы не были уверены точно, что Алтынай - его мать. Полицейские ведь не могут по первому подозрению позвонить человеку и заявить: ваш сын погиб. Нужно все тщательно проверить.
По словам полицейского, когда в ОВД Саяну стало плохо, вызвали “скорую”. Прибывший специалист констатировал смерть.
Тем не менее в ДВД Восточно-Казахстанской области все же признали: вина полицейских в произошедшем есть.
- Сотрудники Риддерского отдела полиции, имеющие отношение к этой ситуации, понесут строгое дисциплинарное наказание, - прокомментировал нам начальник ДВД Рашид ЖАКУПОВ. - Но будем объективны: есть определенная вина медиков. Могу заверить: никто не прикасался к Кайсанову в самом ОВД.
Правозащитники же считают, что в действиях полицейских прослеживается не только халатность, но и отсутствие элементарного гуманизма.
- Из знаменитого “служить и защищать” современные стражи порядка помнят только про “служить”, - говорит правозащитница Анель ЖУНУСОВА. - Человек умирает, а для них главное - наказание. Но есть правила, есть кодекс, согласно которым пострадавшего человека нельзя привлекать для экстренного допроса. Тем более с серьезными, видимыми повреждениями. Но им побыстрее бы дело сдать... Хотя позиция медсестры меня тоже удивляет: почему она отпустила пациента?
Безутешная Алтынай Кайсанова написала заявление на имя генерального прокурора страны - может быть, надеется она, это поможет выявить и наказать виновных в смерти ее сына.