Новые предложения по реформированию отечественной пенсионной системы, разработанные Нацбанком, направлены на рассмотрение в парламент. Для широкой общественности предлагаемые меры - тайна за семью печатями. Но, по мнению президента Ассоциации пенсионных фондов республики Айдара АЛИБАЕВА, легче пенсионерам точно не станет. Пессимистическая русская пословица “Старость - не радость” в который раз может найти свое воплощение в Казахстане.
Информационный вакуум относительно настоящего и будущего пенсионной системы Казахстана порождает среди граждан страны серьезное беспокойство.
Глава Нацбанка Григорий МАРЧЕНКО в минувшем году вбросил в общество идею повысить пенсионный возраст для женщин, что вызвало бурю негодования. В середине октября прошлого года несколько НПО даже собрали митинг с призывом не идти на поводу у Нацбанка. По сей день люди, представляющие различные слои общества, систематически высказывают свое возмущение, которое достигло пика в социальных сетях.
Надо сказать, Григорий Марченко “обкатывал” идею поэтапного выравнивания пенсионного возраста мужчин и женщин в течение всего прошлого года. Причем объяснения каждый раз были разными. Сначала главный банкир мотивировал повышение пенсионного возраста для женщин принципами гендерного равенства. Затем сделал акцент на том, что женщины в возрасте имеют более высокую рабочую квалификацию и использовать их опыт максимально долго - безусловное благо для всего государства. После этого Марченко сказал, что поскольку, мол, продолжительность жизни в нашей стране увеличивается, значит, должен увеличиваться и пенсионный возраст - иначе мы рискуем получить в самом ближайшем будущем дисбаланс в пропорциях между работающими людьми и пенсионерами.
Тем не менее подавляющее большинство казахстанцев посчитало обоснования главного финансиста страны невнятными.
Нагнетает ситуацию и пример нашего соседа России, где пенсионный возраст еще ни разу не повышали. Марченко же предлагает повысить пенсионный возраст у женщин второй раз за полтора десятка лет!
- Повышение пенсионного возраста - это никакое не усовершенствование пенсионной системы. Это изменение законодательства, призванное улучшить ситуацию с госбюджетом путем введения непопулярной меры - как всегда за счет народа, - считает г-н Алибаев. - Возможно, первое время будет какое-то облегчение бюджету, но не надолго. Это как обезболивающая инъекция, которая на какое-то время боль уменьшает, но не устраняет ее причину. Удивляет также сам механизм продвижения этого нововведения. Населению не предлагается никаких разъяснений, аргументов, обоснований, доказательств и т.д. Изменение просто продавливается за счет административного ресурса, что совершенно неприемлемо для демократического государства.
А на днях Марченко заявил, что больше на эту тему дискутировать не намерен и пакет предложений по реформированию пенсионной системы (в котором предположительно есть пункт о повышении пенсионного возраста) уже направлен рабочей группе в парламент. И теперь все будет зависеть от того, какое решение примут парламентарии.
В условиях информационного голода появились суждения, что созданная на основе чилийского варианта пенсионная система (с участим частных пенсионных фондов) Казахстана - на грани краха, а люди, регулярно отчисляющие часть дохода в НПФ, в итоге могут остаться у разбитого корыта. Другими словами, казахстанцы боятся, что их накоплений не хватит для обеспечения достойной старости.
Айдар Алибаев, однако, уверен, что страхи населения в большинстве своем надуманны.
- Страхи населения я назвал бы преувеличенными. Но, безусловно, основания для беспокойства есть, - сказал он “Времени”. - В первую очередь они основаны на результатах инвестиционной деятельности пенсионных фондов, которые в течение последних пяти лет, мягко говоря, оставляют желать лучшего, находясь постоянно ниже уровня инфляции. Эти результаты вкладчики видят на своих счетах в виде реальных убытков. Вторая причина - это низкие информированность и финансовая грамотность населения вкупе с недостаточной прозрачностью как самих пенсионных фондов, так и результатов их деятельности.
Обеспокоенность низкой доходностью пенсионных фондов выразил и руководитель фракции народных коммунистов в парламенте Владислав КОСАРЕВ, по словам которого дивиденды в НПФ составляют всего 2,6%, тогда как в любом банке доходность не ниже 7-9%. Коммунисты направили депутатский запрос Григорию Марченко, в котором поставили под сомнение эффективность работы отечественных пенсионных фондов, в том числе со стопроцентным государственным участием. Глава Нацбанка в свою очередь не раз подчеркивал, что многие казахстанцы сами виноваты в том, что у них мало пенсионных накоплений. “Многие сознательно не платят эти 10 процентов. Если бы платили по законодательству, то общий объем пенсионной системы составлял не 18 миллиардов долларов, а 60 миллиардов”, - отметил он на одной из пресс-конференций.
Не способствует снижению уровня общественного возмущения и идея относительно слияния действующих НПФ в один или несколько больших фондов с последующей передачей их в управление иностранной компании.
- Сегодня все фонды пасутся на одной скудной полянке - Казахстанской фондовой бирже. Их инвестиционные конкурентные возможности минимальны. Причина тому - отсутствие финансовых инструментов. Конкуренция в основном ограничивается борьбой за вкладчика, да и она приняла очень нездоровые, даже грязные формы. В некоторых пенсионных фондах чрезвычайно раздуты штаты, налицо дублирование функций, очень высокие административные расходы и общая нездоровая атмосфера. К тому же практически все НПФ представляют различные группы влияния. И всегда найдутся те, кто будет противиться слиянию, - отметил Айдар Алибаев. - Передача пенсионных активов в управление иностранным управляющим компаниям - абсурд. Это даже хуже, чем передача земель в аренду китайцам. Управлять пенсионными активами прекрасно смогли бы и казахстанские управляющие компании на конкурентной основе даже в случае слияния фондов. Другое дело, что не помешал бы дополнительный контроль за принимаемыми инвестиционными решениями.
Симптоматично, что конкретных рекомендаций по улучшению положения в накопительной пенсионной системе пока не предложила ни одна структура, ни одно официальное лицо, кроме Марченко! Государственные организации, имеющие непосредственное отношение к этой системе, вот уже более года с момента поручения президента никак не могут обнародовать свой пакет предложений - при том, что имеют собственный штат аналитиков и экспертов. Происходит это потому, что методы, способные кардинально улучшить ситуацию, предложить довольно сложно либо они явно лоббируют чьи-то интересы. К примеру, представители НПФ заговорили было о повышении пенсионных отчислений, но тот же Григорий Марченко на корню “зарубил” эту идею.
Айдар Алибаев так резюмировал мой с ним диалог:
- Я много раз писал и говорил о том, что возможности реального улучшения в пенсионной сфере, да и во всей финансовой системе лежат не в экономической, а в политической плоскости. Только кардинальные преобразования, пусть и постепенные, могут сдвинуть ситуацию с мертвой точки. Пока же мы имеем дело с полумерами, которые вряд ли могут коренным образом исправить ситуацию.
При этом о деталях своих рекомендаций эксперт предпочел не распространяться. К слову, и дата рассмотрения в парламенте пакета поправок в пенсионное законодательство пока неизвестна.