Нешуточный скандал разгорается между жителями нескольких домов по улице Советской в поселке Меновное близ Усть-Каменогорска и местными властями. Напомним, эпопею с термомодернизацией власти Усть-Каменогорска устроили в прошлом году в рамках эксперимента. Мол, жильцы смогут, взяв кредит у государства на несколько лет, капитально отремонтировать свои видавшие виды многоэтажки. Пиарили коммунальный проект усиленно, а народ сомневался, стоит ли лезть в кабалу и платить каждый месяц по пять-десять тысяч тенге в течение семи лет. Власти уверяли: стоит.
- Шанс отремонтировать дома за счет государства предоставляется один раз, - горячился тогдашний аким города Ислам АБИШЕВ. - Жильцы должны дать согласие, представители КСК - составить списки желающих, потом подрядчик начнет работы, а мы будем контролировать...
Похоже, с уходом Ислама Абишева на другую должность контроль преступно ослаб.
- Нас заверили, что с двухкомнатной квартиры сумма, которую мы будем платить ежемесячно в течение семи лет, составит примерно две тысячи тенге, - рассказали жильцы дома № 88 по улице Советской, обратившиеся в корпункт нашей газеты. - Старшая по дому сказала, что надо поставить подписи в незаполненной таблице - подтвердить согласие на участие в программе. Позже в клетках перед своими автографами мы увидели суммы, о которых и речи не шло.
Теперь каждый житель этого дома оплачивает сумму, вдвое превышающую ту, на которую он рассчитывал, согласившись участвовать в программе термомодернизации. Уму непостижимо, но в списке жильцов, поддержавших термомодерн, есть даже давно умершая женщина! Судя по смете, она должна платить по 2883 тенге в месяц за свою однокомнатную квартиру.
За то время, пока дом № 88 модернизировали, жильцам удалось вырвать из рук старшей по дому две таблицы с расчетами. Оказалось, их подписи на одном из бланков попросту подделаны! Списаны с бланка, на котором собственники квартиры оставили предварительное согласие на участие в ремонте.
Но старшая по дому Гульнар АСАНОВА эти претензии не принимает: мол, подписи ставили сами жильцы, а показывать документы она им якобы не обязана. Жильцы давали согласие и были уведомлены о суммах, которые будут платить, утверждает Асанова.
Не устраивает жильцов и качество проделанного ремонта. По их рассказам, весной, выходя из подъезда, они оказываются по колено в воде. При этом двери подъезда им приходится подпирать кирпичом.
- Мы боимся закрывать дверь - она захлопывается, и открыть ее невозможно, - возмущается жительница дома № 88 Гульбаршин ТУЛЕУБАЕВА. - Рабочие нам сказали, что дверь переделают, да вот уж год почти как едут.
Тем, кто отказался участвовать в программе, ежемесячно приходят уведомления о растущем долге и возможном судебном разбирательстве. Все потому, что их квартиры включены в список плательщиков (заметим: для начала ремонта требуется согласие двух третей жильцов дома).
- У меня три дочери, живем мы небогато, нет возможности платить даже по две тысячи в месяц семь лет подряд, не говоря уже о четырех тысячах, - продолжает Гульбаршин Тулеубаева.
Жителей дома № 88 поддерживают жильцы соседних: № 90, 94, 96, 98 и 100. Они наперебой рассказывают о недочетах проделанного ремонта.
- У меня в квартире никогда не ломалась канализация. А после этой “модернизации” все содержимое канализационных труб периодически оказывается в квартире, - сетуетжительница дома № 98 Светлана ЧАМЛАЙ. - Льется через унитаз! Представьте, просыпаешься утром, а квартира в зловонной жиже и отходах жизнедеятельности. И что они там такое наремонтировали?!
Мужчины, имеющие опыт в строительных делах, рассказывают, что и ремонт кровли проведен не по правилам. Оттого что вентиляционные трубы выведены не на улицу, а под крышу, вся влага скапливается на чердаке.
- Зимой там сосульки свисают от потолка до пола. Долго ли при таких условиях прослужат деревянные опоры, на которых держится крыша? - возмущается житель дома № 90
Алексей МЕДВЕДЕВ.
Массивные козырьки над подъездами держатся на тонких железных прутьях и уже наклонились вперед. Кажется, что они вот-вот упадут.
Недовольных термомодернизацией жителей дома № 88 возмущает и тот факт, что если раньше переговоры о предстоящем ремонте от их лица вела старшая по дому Гульнар Асанова, то теперь...
- Чтобы разобраться в проблемах жильцов, каждый из них должен обратиться к нам с письмом, изложить претензии, - говорит председатель правления общества защиты прав потребителей “Паритет” Елена НИТЯЖУК.
По словам Елены Наримановны, в Усть-Каменогорске остро стоит проблема качества работ в рамках программы термомодернизации. Некоторые недобросовестные директора компаний уже отбывают срок. Однако доказать вину подрядчика сложно.
- Если имела место подделка подписей и документов, нужно немедленно обращаться в суд, - считает Елена Нитяжук.
Самое интересное, что в итоге жителям придется судиться с... государством! Субподрядчик лишь выполнил возложенный на него объем работ, контролировать обязаны спецы из госпредприятия “УК МОП “Өскемен-Тәртіп”. В данном учреждении прокомментировать качество проделанных работ пока отказываются.
За разъяснением ситуации мы обратились в компетентные органы. Директор филиала АО “Казахстанский центр модернизации и развития ЖКХ” Владимир ХАЛИН пояснил:
- Главная проблема таких конфликтов в том, что горожане плохо информированы о правилах приема собственного дома после завершения ремонта. По закону подрядчик обязан в течение трех лет осуществлять повторный ремонт по гарантии.
По его словам, жильцы всех домов по улице Советской, перед тем как дать согласие на участие в программе, должны были потребовать от подрядчика расчетные ведомости для ознакомления. Кстати, эти ведомости руководители строительных бригад для некоторых домов переделывали по нескольку раз. Жильцы двухэтажки № 100 в отличие от соседей из дома № 88 ежемесячно с двухкомнатной квартиры платят около двух с половиной тысяч тенге, но никак не четыре.
- С июня в городе работает группа по контролю за реализацией программы термомодернизации домов от филиала партии “Нур Отан”, - говорит пресс-секретарь акима Усть-Каменогорска Гульфариза РАМАЗАНОВА. - Она проверяет как уже отремонтированные дома, так и те, в которых идут работы. Если возникли вопросы относительно законности реализации программы, за разъяснениями нужно обращаться в суд.
“Ответственность за достоверность подписей (жильцов дома) несут председатель КСК и секретарь, - пояснил в письменном ответе на наши вопросы замначальника отдела ЖКХ акимата Усть-Каменогорска А. ЖАКСЫЛЫКОВ. - Претензии по качеству ремонта необходимо предъявлять непосредственно подрядчику, в случае отказа подрядной организации устранять дефекты - обращаться в суд. По вопросу о наличии подписей граждан, которые умерли, сообщаем, что сметные расчеты согласовываются с председателем кондоминиума, нашими инженерами и жилищной инспекцией. Жителям сметные расчеты предоставляются только для ознакомления”.
Вот и выходит, что за неосведомленность в тонкостях госпрограммы и некачественный ремонт гражданин должен платить… в течение семи лет! И жить в ужасных условиях.