Казахстанцев захлестнула волна кредитомании. Глава Нацбанка Григорий Марченко встревожен тем, что четверть заемщиков забираются в долги, не заботясь о часе расплаты. Упиваясь ложными представлениями о легкости возврата ссуд, покупают дорогие вещицы далеко не первой необходимости. Хотя потребительский бум грозит им личным дефолтом. Главного банкира страны настораживает не столько рост объемов кредитов, сколько риск их невозврата. Как показывают исследования, 20–25% людей, одалживающих деньги в банках, изначально не собираются с ними рассчитываться. Возможно, кто-то просто не может просчитать сценарий жизни взаймы. По крайней мере Григорий Марченко признался, что не замечает у казахстанцев большого прогресса в плане финансовой грамотности.
Зато желание пустить пыль в глаза и попонтоваться у многих неистребимо. Не случайно треть всех дорогих смартфонов продавалась в кредит.
– Можно купить телефон попроще за свои деньги, – заметил на этот счет руководитель Нацбанка. – Во многих случаях это реальная кабала: почти весь доход семьи должен будет уходить на погашение высоких ставок по потребительским кредитам. Ради чего – чтобы купить большой плазменный телевизор или еще какой-то предмет быта, без которого теоретически можно обойтись?
Кстати, и в "Народном IPO" он призвал участвовать только обеспеченных людей. Акции "голубых фишек" – крупных казахстанских предприятий, которые вскоре можно будет купить на фондовой бирже, тоже не из разряда предметов первой необходимости.
Григорий Марченко вновь подкинул дров и в костер дискуссий вокруг повышения пенсионного возраста. Если планка не будет поднята, считает он, пенсионная система рано или поздно обанкротится. Это вопрос времени и наличия нефтяных доходов.
– Через 60 лет у нас нефти не будет или ее будет очень мало, – аргументировал банкир. – Пик добычи будет в районе 2021 года, потом будет плато до 2032 года, может быть, до 2035-го, а потом начнется сокращение объемов производства.
При такой перспективе, по его прогнозам, нынешнему поколению хватит выручки от "черного золота", а детям и внукам уже нет. В связи с тем, что по всем фронтам в нашей стране наблюдается рост продолжительности жизни, размеров пенсий, выплат из гос-казны, которую полнят большей частью нефтяные деньги.
– Ну, пожалуйста, если нужно, чтобы я молчал на эту тему, могу замолчать, – пожал плечами банкир. – Потому что я-то как раз человек предпенсионного возраста, мне хватит.