Прошло полмесяца с того дня, как единственный в Усть-Каменогорске хоспис по велению областных властей был перемещен за пятьдесят километров от областного центра. За это время недужные пациенты натерпелись всякого. Бабушки и дедушки мерзнут в холодных палатах, ночуют в коридоре... За этот период умерли пять пациентов хосписа. Руководство богоугодного заведения не скрывает: это не последние потери переезда. Скандал вокруг единственного в Усть-Каменогорске хосписа разразился в начале сентября. - Мы будем строить на месте хосписа пристройки для лучевого центра онкодиспансера. В хосписе находятся в основном инвалиды и люди с неизлечимыми заболеваниями, но нет ни одного больного, которому помощь нужна именно по медицинским показаниям, - пояснил причины переселения богоугодного заведения заместитель начальника управления здравоохранения Восточно-Казахстанской области Сергей ПОПОВ. - Это учреждение исполняет больше социальную функцию, нежели работу хосписа.
Пациенты дома последнего утешения и их родственники со слезами на глазах уговаривали: “Не переселяйте, многие попросту не переживут переезда!”. Точку в споре поставил аким региона Бердыбек САПАРБАЕВ: “Спорить не о чем, хоспис будет размещен в селе Таврия Уланского района. Условия там намного лучше. Пациентам будет обеспечен уход”.
- Мы можем сказать “спасибо” только за здание, - говорит сегодня старшая медсестра хосписа Бакытгуль САБИГАЗИНА. - Когда мы приехали, здесь не было даже холодной воды. Чтобы помыть полы, приходилось таскать ведра с колонки, а для приготовления еды мы покупали воду в магазине. Горячей воды тоже не было и нет до сих пор, а ведь у нас большая часть больных - лежачие. Если в Усть-Каменогорске мы могли мыть их каждый день, то здесь это невозможно. В первую же ночь, когда мы сюда переехали, скончалась одна тяжелая пациентка. Может, не выдержала дороги. А вообще, за это время умерли уже пять человек.
Здесь повсюду сладковатый запах гниения. Невыносимый, тошнотворный, он мгновенно въедается в кожу, одежду, не покидая даже за стенами здания. Наверное, именно так пахнет безнадежность. Старики в комнатах сидят, тесно прижавшись друг к дружке. Кутаются в дряхлые одеяла: температура здесь экстремальная, ночью в помещении изо рта идет пар. Кровати выставлены даже в коридоры. В “просторных палатах”, о которых разглагольствовали в облздраве, расхваливая переселение, ютятся вместо четырех по восемь человек. В комнатах настолько тесно, что нет проходов между кроватями. Пробитое окно в одной палате заткнуто подушкой.
- Нам не дует, - с виноватой улыбкой объясняют пациенты. И ежатся.
Те старики, что медленно бродят по коридорам, в неверном свете тусклых лампочек похожи на мумий. Боязливо жмутся к стенке, увидев незнакомые лица. Отворачиваются. “Нет у нас никакой надежды, мы пришли умирать”, - говорят они о своем житье.
Многие родственники местных пациентов, узнав о плачевном положении хосписа, стараются поскорее забрать отсюда недужных людей.
- Мне приходится нанимать такси и ездить к матери раз в неделю, - сетует жительница Усть-Каменогорска Роза ЛУКПАНОВА. - На прошлой неделе ей стало плохо: лекарств необходимых нет, условия жуткие. Мать плачет, ей нужны постоянный уход, забота, я не могу вырваться с работы ни на минуту. Придется забирать ее домой - в этом месте только смерть. Я не знаю, кого винить - руководство хосписа, власти ли…
- То, что пять человек скончались за это время... К нам ведь поступают пациенты с разными недугами, - удивительно спокойно рассказывает директор ТОО “Хоспис” Ерболат БАЙРОВ. - Сразу не скажешь, что повлияло. Может, и переезд. Котельная здесь старая, если будут такие морозы, как прошлой зимой, - неизвестно, как поведут себя трубы. Я все время ищу спонсоров, пытаюсь найти подходящее здание в городе, но все очень дорого.
Сохраняют спокойствие и в облздраве.
- Каждый из таких случаев, в которых якобы кто-то умер из-за переезда или условий проживания, нужно доказать и тщательно изучить, - говорит Сергей Попов. - А по поводу условий содержания... Хоспис - это частное учреждение, хотя располагалось и располагается вновь в государственном здании. Они никак не могут навести порядок! Мы не раз предлагали администрации взять кредит либо использовать еще какие-то пути, чтобы найти отдельное здание в городе. Мы пошли навстречу, выделили здание в Таврии. Коммунальные проблемы, по моей информации, здесь уже решены. Я не совсем понимаю, почему пресса поднимает столько шума вокруг этой истории.
…В хосписе до переезда содержались 65 больных. В Таврической центральной районной больнице, в которую он переехал, это число осталось прежним. Места умерших уже заняли другие бабушки и дедушки.
- Это настоящий “конвейер смерти”, - в сердцах бросила одна из родственниц, забиравшая пациентку. - Хоспис - это там, где людям дают надежду, где облегчают страдания. А не ждут, пока пациент умрет.